ДА ДА НЕТ ДА

Что нового ни сайте
Что я этим хочу сказать
Ritual
Starship Trooper, Turn of the Century, Siberian Khatru, Close to the Edge
Owner of a Lonely Heart, Heart of the Sunrise, Going for the One, Mood for a Day, On the Silent Wings Of Freedom
MAGNIFICATION album
The Ancient
Survival, Every Little Thing, The Clap, Don't Kill the Whale, Circus of Heaven, The Fish
Mind Drive
The Gates of Delirium
Tales from Topographic Oceans
О хард-роке в музыке Yes
Astral Traveller, Time and a Word, South Side, Parallels и др.
Olias of Sunhillow
О группе и о музыкантах, интервью, факты
Художественные работы, связанные с Yes
Статьи разных авторов
Переводы лирики
Моя коллекция Yes
Правдивые истории о Yes
По йесовским местам
?????????

Алексей Крижевский

В Москву приехали Yes, самая главная группа 70-х, первая, в отношении которой прозвучало словосочетание "арт-рок". Приехала, чтобы выстроить в почтительную очередь у Кутафьей башни тех, кто последние десятилетия прошлого века жил в обнимку с магнитофоном и тратил половину выходных, чтобы найти на Горбушке их "Yessolos" или "Yesshows". Чтобы собрать верных и вознаградить их, так сказать, подлинностью эффекта своего присутствия. Сила ореола - устроители признались, что пригласили Yes, колесящих по миру со своим последним альбомом "Magnification", заехать в Москву даже без особой надежды заработать - так, для вечности. Они приехали как короли - на четырех трейлерах, с огромной командой техперсонала и небольшим, но старательным Европейским фестивальным оркестром впридачу.

Концерт начался с традиционной получасовой задержкой. Сначала на сцене появились оркестранты, заигравшие патетическое вступление в торжественных тонах. Легенды, как подобает, скромно появились из-за кулис. Впервые воочию можно было видеть, что слово "арт" и слово "рок" в музыке Yes существуют и цветут, не сливаясь и не сплетаясь. Их музыка, чьи корни вросли в лихой 1968 год, не способна влюбить в себя с первого звука - это пища для ума, к которой себя надо приучать аккуратно и постепенно, следуя рекомендациям специалистов. Постоянно смещенный ритм, перманентные, но неуследимые изменения мелодической формы, а теперь еще и игра в инструментальные кошки-мышки с оркестром - музыка для взрослых и умных, для тех, кому важна не запомнившаяся мелодия, а сам процесс ее рождения из-под пальцев потусторонних художников. С непривычки может вызвать раздражение или даже аллергию - в непатетической части их сложной музыки. Единственные по-настоящему характерные черты у концертного звука Yes все-таки есть - "летящая" слайд-гитара (удивительно певучий струнный инструмент без грифа, напоминающий своим устройством гусли), нью-эйджевые, атакующие клавишные и странно разреженный, пористый звук бас-гитары, изменяющей ритму с собственными мелодическими партиями, весьма притом отвлеченными.

Yes, подобно спутнику-шпиону, забытому в космосе после окончания холодной войны, летают вне прочерченных орбит и совершенно не смотрят ни на календарь, ни на часы. Ни одного кивка в сторону музыкальных поветрий - право, как будто не было 30 лет. Безразмерные, монументальные звуковые полотна светлых тонов, каждое минут по 10, а то и больше. В перерывах между ними солист Джон Андерсон, обнаруживший в своем голосе взаправдашнюю хрипотцу Рода Стюарта, потешно и нескладно взмахивал руками и нес приветливую чушь - "спаси-ибо", "привьет, Москва" и другие слова из турнабора любого англоязычного гастролера. Концерт к вящей радости поклонников продолжался более двух часов: робкий, не разогретый в начале и феерический, блистающий многочисленными соло в конце. В качестве небольшой разгрузки гитарист Стив Хоуи устроил показательные выступления, мастер-класс владения акустической гитарой: воспарял от джаза к фламенко и приземлялся на мохнатые лапы классического ритм-энд-блюза.

Их трейлеры поедут дальше, мы останемся здесь спрашивать друг друга - что это было? Большая, закомая, нерешаемая загадка.

Статьи, мнения, суждения