Алексей Крижевский
В Москву приехали Yes, самая главная
группа 70-х, первая, в отношении которой прозвучало
словосочетание "арт-рок". Приехала, чтобы выстроить
в почтительную очередь у Кутафьей башни тех, кто последние
десятилетия прошлого века жил в обнимку с магнитофоном
и тратил половину выходных, чтобы найти на Горбушке
их "Yessolos" или "Yesshows". Чтобы собрать верных и
вознаградить их, так сказать, подлинностью эффекта своего
присутствия. Сила ореола - устроители признались, что
пригласили Yes, колесящих по миру со своим последним
альбомом "Magnification", заехать в Москву даже без
особой надежды заработать - так, для вечности. Они приехали
как короли - на четырех трейлерах, с огромной командой
техперсонала и небольшим, но старательным Европейским
фестивальным оркестром впридачу.
Концерт начался с традиционной получасовой
задержкой. Сначала на сцене появились оркестранты, заигравшие
патетическое вступление в торжественных тонах. Легенды,
как подобает, скромно появились из-за кулис. Впервые
воочию можно было видеть, что слово "арт" и слово "рок"
в музыке Yes существуют и цветут, не сливаясь и не сплетаясь.
Их музыка, чьи корни вросли в лихой 1968 год, не способна
влюбить в себя с первого звука - это пища для ума, к
которой себя надо приучать аккуратно и постепенно, следуя
рекомендациям специалистов. Постоянно смещенный ритм,
перманентные, но неуследимые изменения мелодической
формы, а теперь еще и игра в инструментальные кошки-мышки
с оркестром - музыка для взрослых и умных, для тех,
кому важна не запомнившаяся мелодия, а сам процесс ее
рождения из-под пальцев потусторонних художников. С
непривычки может вызвать раздражение или даже аллергию
- в непатетической части их сложной музыки. Единственные
по-настоящему характерные черты у концертного звука
Yes все-таки есть - "летящая" слайд-гитара (удивительно
певучий струнный инструмент без грифа, напоминающий
своим устройством гусли), нью-эйджевые, атакующие клавишные
и странно разреженный, пористый звук бас-гитары, изменяющей
ритму с собственными мелодическими партиями, весьма
притом отвлеченными.
Yes, подобно спутнику-шпиону, забытому
в космосе после окончания холодной войны, летают вне
прочерченных орбит и совершенно не смотрят ни на календарь,
ни на часы. Ни одного кивка в сторону музыкальных поветрий
- право, как будто не было 30 лет. Безразмерные, монументальные
звуковые полотна светлых тонов, каждое минут по 10,
а то и больше. В перерывах между ними солист Джон Андерсон,
обнаруживший в своем голосе взаправдашнюю хрипотцу Рода
Стюарта, потешно и нескладно взмахивал руками и нес
приветливую чушь - "спаси-ибо", "привьет, Москва" и
другие слова из турнабора любого англоязычного гастролера.
Концерт к вящей радости поклонников продолжался более
двух часов: робкий, не разогретый в начале и феерический,
блистающий многочисленными соло в конце. В качестве
небольшой разгрузки гитарист Стив Хоуи устроил показательные
выступления, мастер-класс владения акустической гитарой:
воспарял от джаза к фламенко и приземлялся на мохнатые
лапы классического ритм-энд-блюза.
Их трейлеры поедут дальше, мы останемся
здесь спрашивать друг друга - что это было? Большая,
закомая, нерешаемая загадка.
|