Алексей Мунипов
Yes
явились на свет в 1968 году. Более тридцати лет они
тянут лямку безупречного арт-рока, пережили уж всех
бывших конкурентов - и, наконец, доехали до Москвы,
где выступили в среду в Кремле.
Велик соблазн позубоскалить по поводу этой удивительной
команды: виданное ли дело - в 2001-м году на голубом
глазу развлекать слушателей композициями тридцатилетней
давности. Однако странная вещь: именно Yes, в отличии
от многих других рок-пенсионеров, слушать и наблюдать
довольно занятно
Yes - команда-долгожитель и, как говорят
музыкальные энциклопедии, самая коммерчески успешная
арт-роковая команда. Упорство Yes и вправду какое-то
нечеловеческое: все до единой команды, игравшие "арт"
и "прогрессив", либо распались (как Emerson, Lake &
Palmer), либо круто сменили ориентацию (как Genesis
и Marillion) - и только Yes продолжают дуть в свою колоссальную
дуду, выпускать образцово ретроградные пластинки (последняя
датирована этим годом), а на концертах отдавать предпочтение
самым старинным своим сочинениям.
Yes - консерваторы, вечно обращенные
в будущее, натуральные ретрофутуристы: их музыка, разукрашенная
томительными трелями синтезаторов, всегда тщилась быть
космической, межпланетной. Музыкой будущего. Ее легко
представить в знаменитой кубриковской одиссее, и уж
никак не в фэнтези, хотя именно этому наивному жанру
Yes посвящали альбом за альбомом: их творчество если
и похоже на бесконечные саги Средиземья, то разве что
небывалой патетикой, грандиозностью и дикой перенасыщенностью
деталями. Сочинения Yes - всегда чересчур, сверх, гипер:
если пьеса - так уж не меньше, чем о сотворении мира,
если соло - так минут на двадцать, если вешать зеркальные
шары на сцене (как в этот раз в Кремле) - то не один,
а пять в ряд, и каждый чтоб по пяти метров в поперечнике.
Идеальный пример их творчества - альбом "Сказки топографического
океана" 1974 года: на каждой из сторон виниловой пластинки
еле-еле уместилось по две композиции.
В сочетании "арт-рок" Yes всегда делали
упор именно на "арт", и концерт в Кремле - еще одно
тому подтверждение. Солист Джон Андерсон менее всего
походит на типичного рок-певца: поющий смешным фальцетом
чудак, он тихо танцует у микрофона, поминутно обмякая
в самых странных позах. Эти обвисшие руки-плети и дичайший
фиолетовый костюм напоминают о чем угодно, но только
не о пассионарных героях последних десятилетий. Yes
всегда мечтали быть именно композиторами-симфонистами,
за образец брали, как слышно, Прокофьева, и немало в
том преуспели - и без того колоссальные сочинения Yes
на этот раз поддерживал немаленький симфонический оркестр,
так что под их тяжестью, казалось, трещала сцена. Показательно
и трогательное признание Андерсона, которым он одарил
зал: мол, как приятно стоять на этой сцене и осознавать,
что до тебя тут, быть может, стоял Стравинский (это,
напомню, в Государственном Кремлевском Дворце - бывшем
Дворце съездов).
Были сыграны преимущественно старые,
семидесятых годов вещи, включая и виртуозную инструментальную
пьеску 1971-го, кажется, года, которую исполнил на акустической
гитаре Стив Хауи. Новые же сочинения Yes звучат ощутимо
проще. По накалу несколько идиотического благодушия
они вплотную приближаются к некоторым балладам Майкла
Джексона, вроде "Heal the world" - если бы только Джексону
вздумалось украшать свои песни не только оркестром и
хором (это как раз нетрудно представить), но также мудреными
гармоническими переходами и спотыкающимся ритмическим
рисунком.
Велик соблазн позубоскалить по поводу
этой удивительной команды: виданное ли дело - в 2001-м
году на голубом глазу развлекать слушателей композициями
тридцатилетней давности. Однако странная вещь: именно
Yes, в отличии от многих других рок-пенсионеров, слушать
и наблюдать довольно занятно. Интеллектуальные усилия,
затраченные на сочинение этих плотнейших, ощутимо искусственных
пьес со временем не так уж сильно обесценились, и следить
за прихотливой игрой ума можно не без удовольствия.
Недаром зал КДС был практически полон (что случается
нечасто), и лишний билетик спрашивали даже спустя час
после начала.
|