Антон Долин
Всемирно,
казалось бы, известную группу Yes сегодня в мире мало
кто знает. Россия - единственная страна, где в каждом
уважающем себя музыкальном магазине найдется хотя бы
десяток из их двадцати (не считая полутора десятка сборников
и концертов) альбомов. И в Россию группа приезжает именно
сейчас, впервые за тридцать с лишним лет существования.
Для армии поклонников Yes в России не попасть на этот
концерт - преступление.
Луч света в темном царстве
Один мой друг когда-то заметил: "Какими же надо быть
гениями, чтобы назвать группу не "Пурпурный король"
или, там, "Объединенное королевство", а попросту "Да"!
Сейчас впору добавить к этому, что редкая группа может
быть столь последовательной в пафосе утверждения света
против тьмы. Битлы прославились в начале шестидесятых
именно бесконечными "Да, да, да". Но просуществовали
недолго. Близились семидесятые, отданные на откуп сумрачному
арт-року, туманной психоделии, злобному хард-року, а
потом и бескомпромиссному панку. И одни только Yes продолжали,
как перед алтарем, твердить свое вечное "Да".
Группа Yes попала в струю арт-рока
на рубеже шестидесятых-семидесятых. Когда гитарный король
Роберт Фрипп создавал империю King Crimson, Pink Floyd
превращали обычные баллады в двадцатиминутные гимны,
Genesis задавали костюмированные балы, а Emerson, Lake
& Palmer популяризовали классику.
Yes сделали, казалось бы, безвыигрышную
ставку на зеро. Собрав в одну команду профессионалов
высшей пробы (Yes – одна из немногих групп, всех музыкантов
которой можно узнать по звучанию даже в другом ансамбле),
они сплели из звуков дивный мир, лишенный сумрачных
парадоксов и социальных аллюзий. В мире зла они стали
певцами добра, в чем им помогал постоянный "соавтор"
- художник Роджер Дин, кисти которого принадлежат практически
все обложки Yes, волшебные и солнечные.
Не то, чтобы Yes были так уверены в
победе добрых сил; их мелодии нередко тревожны, а музыкальные
конструкции по-барочному тяжеловесны (чего стоит двойной
альбом 1973 года "Tales from the Topographic Oceans",
на котором было всего-то четыре песни). Названия песен
тоже говорят за себя: "Близко к краю", "Врата безумия"…
Но как ненормальные жрецы известной им одной религии,
они продолжали идти к рассвету, той точке, которая обозначилась
в одной из лучших их ранних песен – "Heart of the sunrise".
Светлый и мягкий, магически обволакивающий, сладкий
в одних песнях и надрывный в других, вокал Йона Андерсона
звучал навязчиво и выветривался из головы слушателя
не скоро.
Мир Yes целостен. При том, что у группы
по большому счету было лишь три по-настоящему успешных
альбома – "Fragile" (1971), "Close to the edge" (1972)
и "Relayer" (1974), а состав (группы) постоянно менялся,
и каждый ее участник, за исключением басиста Криса Скуайра,
не раз покидал родной коллектив, задним числом нельзя
не признать – самые яркие композиции до сих пор складываются
в мировоззрение утверждения, философию "Да".
Кузница кадров
Yes – группа потрясающая как минимум
с точки зрения исполнительского мастерства. Певец и
автор большинства песен Йон Андерсон играет на гитаре
и арфе, а голос его ничуть не изменился с 1968 года
(послушайте для сравнения Яна Гиллана образца 1971 и
1997 годов). Гитарист Стив Хоу – один из лучших мастеров
семидесятых, и не случайно именно его группа Queen приглашала
в 1991 году для игры на испанской гитаре в песне "Innuendo".
Хоу потрясающе совмещает игру на акустических гитарах
и мандолинах с гитарой электрической, из которой извлекает
звуки столь причудливые, разом мелодичные и необычные,
что порой не верится, что звучит не какой-нибудь хитроумный
компьютер.
К нынешнему составу Yes комплектуются
не менее важные участники - главный долгожитель группы,
автор многих мелодий бас-гитарист Крис Скуайр и барабанщик
Алан Уайт, начинавший у Джона Леннона и пришедший в
Yes в 1972 году.
Это те четверо, кто будет играть на
сцене Государственного Кремлевского дворца в сопровождении
симфонического оркестра. Однако перечисление тех, кто
в свое время прошел школу Yes, повергает в трепет. Самый
известный из них – несравненный виртуоз Рик Уэйкман,
клавишная звезда семидесятых, неоднократно покидавший
родную группу и возвращавшийся вновь.
Барабанщик Билл Брафорд после ухода
из Yes стал звездой: его изящную и не похожую ни на
чью-либо из коллег дробь слышали поклонники King Crimson,
UK и его собственных джаз-роковых проектов.
Были и другие: так, пришедший лишь
на год в Yes в 1980-м Джефф Даунс создал после этого
группу Asia (успех которой во многом был связан с участием
упомянутого Стива Хоу), а клавишник единственного альбома
1974 года Патрик Морац получил имя, которое позволяет
ему по сей день записывать успешные диски. Есть среди
музыкантов Yes и русский – еще один клавишник, сравнительно
молодой Игорь Хорошев.
Каждый из участников Yes записывал
хотя бы раз в жизни сольный альбом, а проект Андерсона
Jon & Vangelis создал несколько весьма популярных хитов
восьмидесятых. Общая же дискография группы и ее музыкантов
представляет собой столь внушительный список, что его
не может полностью опубликовать ни одна рок-энциклопедия
мира.
Живые мертвецы в Кремле
Трагедия Yes в том, что после семидесятых
символ веры группы, ее принцип беспрестанного утверждения
и беспричинной радости жизни, потерял смысл. Yes стали
архаичны, превратились в "динозавров рока", интересных
лишь старикам да специалистам. Сегодня в любом рок-магазине
США и Европы ни один продавец-консультант моложе сорока
не ответит без запинки на вопрос о том, какие диски
группы Yes у него есть. Они больше не на слуху, и это
вряд ли изменится.
Yes принципиально не распадаются. Они
похожи на вечный двигатель, шум которого до такой степени
всем надоел, что волшебную машинку выбросили на свалку,
и там, никому не нужная, она все шуршит и вертится...
С начала девяностых Yes только и делали,
что объединялись в разных составах, пытаясь вернуть
былую магию (даже альбом такой записали, "Union"). Ничего
не получалось. Лучшее доказательство – возрастающее
по сравнению с новыми альбомами число концертных записей.
Показательно и то, что на концертных выступлениях Yes
могут отважиться на исполнение максимум одной-двух песен
из предыдущего "нового" альбома, а в остальном отбиваются
старыми, классическими хитами, которые были написаны
до1980 года.
И все же попасть на их концерт необходимо.
Дело даже не в том, что живые легенды, четверо основателей
современной рок-музыки предстанут во плоти перед зрителями
и споют бессмертные "Close to the edge" и "Roundabout"
(а они споют их обязательно). Дело в том, что Yes –
одна из лучших концертных групп мира, и, не умея вернуть
очарование ушедших лет, они, как неизлечимые наркоманы,
обращаются к тем словам и мелодиям, из которых это волшебство
когда-то родилось. Старые песни они поют с каждым годом
все лучше. Поэтому, бесспорно, даже те, кто считает
Yes живыми мертвецами, почувствуют и услышат последнее
"Да" великой группы исчезнувшей, как сон, эпохи.
|