Статья
была опубликована в бостонском музыкальном журнале.
Огромное спасибо Валерию из Пятигорска, приславшему
фотокопию статьи и помогшему с переводом.

Много лет Джим Мурадян (Jim Mouradian)
с сыновьями известен на Бостонской музыкальной сцене
тем, что обслуживает музыкантов по части электрогитар.
Имея репутацию лучшего мастера в своем деле, Джим чинил
и изготавливал гитары для самых знаменитых артистов.
Поскольку он проработал в этой сфере почти всю жизнь,
его опыт касается не только технических задач, но и
любых проблем, которые могут возникнуть в дороге или
в студии. Его история - сочетание целеустремленности,
музыкального таланта, удачи и трудолюбия. Вот, что говорит
Джим о своей карьере гитарных дел мастера.
"Это
удивительное стечение обстоятельств. Я был и сейчас
остаюсь самым ярым фанатом группы Yes из всех, кого
я знаю. Однажды я смастерил полотнище примерно 7 на
10 футов, что-то вроде огромного лого Yes. Его называли
облачным лого. Я связался с ребятами из Boston Soundcheck
Magazine, чтобы попытаться передать эту простыню группе.
Я вообще-то думал, они скажут что-нибудь вроде "довольно
миленько", и этим дело кончится. Но, как оказалось,
они и впрямь оценили мое творчество высоко - в течение
последующих 2 лет они заказали еще 4 таких штуковины
для разных целей. А одно из заданий было сделать задник
для сцены в их концертном турне Relayer tour! Так что
я провел 10 дней вместе с ними, мы близко познакомились
и стали друзьями.
Как-то
раз я показал Крису Сквайру свой рисунок бас-гитары,
а он тогда не знал, что на самом деле я в этом не разбираюсь.
Он говорит: "Класс. Сделай мне такую зеленого цвета
и с моими инициалами!" А я тогда всего-то умел
поставить другой набор тюнеров или сменить струны для
одного моего приятеля, который боялся сам это сделать.
И вот Крис попросил меня смастерить ему бас-гитару,
а я понятия не имел, как за это взяться. Но я решил,
что должен это сделать, да мне и самому хотелось, потому
что Крис был моим героем. Поэтому я взял отпуск в своем
семейном бизнесе и купил пилу фирмы SABER. Затем шлифовал,
шкурил, долбил и придавал всему этому форму. Я уговорил
одного друга, который работал в механической мастерской,
сделать мне гриф. Потому что тогда я не знал, что есть
фирмы, где можно купить готовый. Дальше я шел по неизведанному
пути, каждый раз прокладывая себе маршрут. Например
когда пришло время делать углубления под звукосниматели,
я купил фрезерный станок и практиковался на бросовом
дереве. Я экспериментировал с деревянными досками пока
не понял, что у меня что-то получается. И вот наконец
я принес ему этот бас. Он сказал, что если не считать
белого Рикенбакера, который всегда будет его главным
басом, этот ему нравится больше всех! Я не мог поверить
в это, потому что совершенно не был уверен в том, что
сделал.
Немного
спустя Крис принялся звонить мне со всех концов света.
Он говорил: "Понимаешь, где я ни выступаю, люди
спрашивают меня про этот бас. Я даю интервью на радио,
и эти тоже спрашивают. Такого еще не было! Когда я играю
на твоем зеленом басе, я четко вижу, что люди сморят
не мне в глаза, как обычно, а на инструмент. Так что
ты это дело так не бросай!". И вот я открыл маленькую
мастерскую, а Крис свел меня с людьми, которые помогли
мне деньгами. Так вот все и пошло.
Я
стал получать заказы отовсюду. Часть из них вообще профукал.
Мне звонили Geddy Lee, Eddie Van Halen, все известные
группы, Quarterflash, Pat Benatar, Cinderella и так
далее. И все они просили сделать им бас-гитары, потому
что они были яркими, бросающимися в глаза. Дело в том,
что бас как он был, так и остается джазовым басом, если
не обращать внимания на то, как он смотрится. Он может
быть оформлен по-разному, чуть меньше, чуть более обтекаемый,
но все равно он сработан очень эргономично. Он удобен
для стояния, удобен для сидения. Аудитория видит что-то
необычайное или вызывающее, а музыкант чувствует привычный
инструмент.
Я
обнаружил, что если гитара правильно отрегулирована
и настроена, вы можете забыть про нее. Она не отвлекает
ваше внимание, когда вам надо щелкнуть переключателем
или что-то повернуть, она просто отзывается так, как
вы ожидаете. Когда нужно "перегнуть" ноту,
вам не надо думать, что этот соль-диез у меня барахлит
или эта струна у меня не впорядке. Такие вещи мешают
свободной импровизации, так как постоянно держат внимание
на этом электро-механическом устройстве. Моя цель делать
именно такие инстументы."

Крис
Сквайр с зеленым басом

|