Ирина Чижова
Рассказывают, что в середине 60-х гг.
прошедшего века один солидный американский журналист
написал книгу о Beatles. Там были использованы музыковедческие
анализы песен. По прочтении книги на автора обрушился
гнев его коллег с одной стороны и возмущение классиков
рока - с другой. Первые считали музыкальные тексты Beatles
недостойными анализа, вторые сочли их оскорблением профессионального
достоинства. И что же? Прошли несколько десятков лет,
и вот уже Симфонический рок самим фактом своего существования
разрешил тот конфликт. Так устроена жизнь: время сводит
всё, осуществляя Великий Мастеринг. Кто бы мог подумать,
что контркультурный рок, унаследовавший от романтиков
XIX века язвительное неприятие мещанства, вранья, называемого
«неизбежными компромиссами», стремление жить в мирах
мечты, любви, света и непрекращающего полёта в бескрайние
Внутренние Миры, когда-нибудь соединится с симфонической
традицией!..
Конечно, сравнивать их по принципу
«лучше или хуже» нет смысла. У каждой своя история,
свой язык и свой способ общения со слушателями. Давние
традиции симфонической музыки заложены культурой христианских
корней - сдержанного, благородного восприятия и осмысления.
Сидишь, слушаешь и, не мешая другим, выстраиваешь собственный
мир. То же самое делают сидящие рядом. Ронять номерки,
шуршать обёртками, разговаривать – нельзя: путает мысли,
мешает слушать и создавать.
Рок-традиции выросли из других культур,
намного более древних. Когда ты слушаешь рок, то принимаешь
в нем участие вместе со всеми. И это наполняет мощной
энергией твоё творческое воображение. И эта энергия
– она не только твоя – она отдаётся всеми, кто играет
и поёт и кто слушает, танцует, кричит от восторга. Вся
мощь этой энергии объединённого бессознательного – в
твоих руках. И ты творишь свою вселенную вместе со всеми
и в то же время ты - сам - творец, один и подчиняешь
своё воображение только звучащей музыке.
Но ведь мы живём в эпоху мощного стремления
к синтезам, к тому целому, которое «больше суммы составляющих
его частей».. На наших глазах и через нашу творческую
энергию соединяются рацио и интуиция. Вхождение рок-музыки
в традиционные жанры музыки, созданные веками и тысячелетиями
– неизбежно. Но неизбежны и те изменения, которые она
принесёт с собой.
Пока же результаты получаются разные...
В том числе и крайне неудачные. Возьмём «Симфонических
Rolling Stones». Собственно, это – evergreen, в данном
случае довольно невзыскательные транскрипции песен рок-группы
для симфонического оркестра с хором. Например, “Lady
Jane”. Горьковатая психоделика баллады, унаследовавшей
традицию рыцарского романса давно прошедших веков превратилась
здесь в нудную перекличку мужского и женского хоров
– прямо-таки безупречно организованная вечеринка «для
тех, кому ...». Возможно, звучание современной арфы
имитирует саунд арфы трубадура. Но уж очень ангельски
она звучит – как будто все персонажи: леди Мери, леди
Энн, леди Джейн и сам Джаггер-Трубадур давно умерли
и блаженничают в раю. В то время как Леди Джейн, может
быть и психоделический, но вечный символ не того мира,
в котором живёт рок-трубадур, - другого...
Есть и другой симфо-рок, где всё приведено
в уважительное и художественно достойное соответствие
– например, в «Symphonic Yes ». Звучание акустических
и электронных тембров сбалансировано. Оркестр может
звучать как часть группы, или как back-ground, или в
собственной палитре. Играющая роль Yes группа иногда
принимает также и роль полноправной оркестровой группы
( “Roundabout”). Оркестровое звучание может окрашиваться
рок-саундом за счёт более жёсткого звукоизвлечения у
акустических инструментов (“Owner Of A Lonely Hart”).
Синтез такого звучания здесь настолько органичен, что
ни один из партнёров этого ансамбля не теряет собственной
специфику в угоду другому. В результате сохраняется
самое главное – стиль и содержание оригиналов Yes. Примером
может служить как раз “Roundabout”.
Порядок чередования тембров здесь:
акустическая гитара - оркестр - группа и оркестр - вокал
и оркестр – гитара на приглушённом фоне группы скрипок
– вокал с оркестром – группа с оркестром – группа (хард-блюз)
– вокал- группа в электронном саунде. Такой порядок
вступления всех исполнительских единиц при естественных
тембровых контрастах выстраивает единую исполнительскую
линию, в которой органично сочетаются не только все
тембры, но, что самое главное, – звуковой образ, поддерживающий
романтический поэтический образ. Эпическая мощь общего
звучания обогащает образ певца и придают ему черты рок-поэта,
потомка трубадуров и всех, кто пел о безбрежных Внутренних
Мирах.
И, может быть, ещё в этом веке, на
наших глазах рок-музыка примет на себя роль одного из
самых мощных основ классики будущего.О чем и будут,
не боясь злой критики, писать музыковеды грядущих поколений.
|