Интервью ведет Тим Морс, автор
Yesstories. Материалы Notes
from the Edge.

TIM MORSE: Я
был с друзьями на вчерашнем вечере [26 января, Regal
Theatres], и нам очень понравилось. Акустический концерт
был очень симпатичный.
ALAN WHITE: Это совсем другое дело.
TM: Мне понравился
блюзовое звучание, которое вы представили в Roundabout
и South Side. Трудно переложить музыку Yes на акустический
звук?
AW: Нет, не особенно. В данном случае
эксперимент был удачным.
TM: Можно назвать
это "Yes для гостинной" или что-то в этом
роде.
AW: Если быть честным, да, здесь есть
граница. Мы решили пойти в этом направлении, и вроде
у нас получилось.
TM: В маленьком
театре публике это явно понравилось. Я это видел, все
аплодировали после каждой песни.
AW: Моя жена говорит так же. Она была
на таком концерте [Auburn, WA]. Звук был хороший, группа
сыграла хорошо. Было уютно, и всем понравилось.
TM: Поскольку
группа отмечает свое 35-летие, я думал спросить тебя,
когда ты услышал Yes в первый раз, но прошлым вечером
ты уже ответил. Кажется, в туре с Терри Рейдом?
AW: Да, я пропустил THE YES ALBUM.
Услышал их в клубе. Они играли, пока я налаживал свою
аппаратуру. И я сказал тогда: "Чертовски хорошая
группа!". Наверно это был Roundabout.
TM: Ты видел
их концерт прежде, чем пошел к ним работать?
AW: Я видел их однажды, когда они играли
в Уэмбли, но там было еще много других групп. Я застал
самый-самый конец программы. Помню, Крис еще тогда носил
меховые ботинки!
TM: Мда, сомнительный
вкус. И как развивались твои отношения с ними дальше?
AW: Я довольно хорошо знал Эдди Оффорда.
Я знал, что он у них продюсер, но я не был знаком с
их материалом. Только какими-то урывками.
TM: А как ты
познакомился с Эдди?
AW: Через Терри Рейда наверно. Мы делали
кое-какие записи с Эдди. Я в первый раз встретился с
ним, когда он был младшим специалистом на студии в Лондоне...
как же она называлась?
TM: Может быть
Advision?
AW: Да, только это была не та, где
мы записывались. Та была другая, очень маленькая студия
на Old Bond st. Наверно так. Я играл с Аланом Прайсом,
а Эдди там подрабатывал - так я с ним познакомился.
TM: Я так подозреваю,
он был в те дни тот еще типчик.
AW: Да он всегда был чудаковатым, но
он тогда был младшим специалистом, так что старался
вести себя хорошо.
TM: Одно время
вы с ним и жили вместе?
AW: У него были относительно богатые
родители, они часто отсутствовали. У них была компания
в Виктории, в Лондоне, а сами они жили за городом, так
что квартира была в распоряжении Эдди. Он просто сказал:
"Приходи и располагайся". Поэтому мы действительно
жили довольно долго вместе. В это время Yes записывал
Close to the Edge, но я был занят концертами с Терри
Рейдом и другими делами.
TM: То есть ты
в их студии был нечасто?
AW: Буквально пару раз. Один раз они
записывали America, когда я там был. Я пришел к ним
на репетицию в... забыл, где это было, но меня привел
Эдди. Они еще не были известны - это было до CLOSE TO
THE EDGE, они тогда играли Siberian Khatru. Билл тогда
вышел пообедать с кем-то, я думаю, он тогда уже встречался
с ребятами из King Crimson. Я думаю, Крис видел меня,
когда я играл с Джо Коккером примерно в это время. Он
сказал: "Алан, присаживайся, давай попробуем. Тут
семидольный такт, за ним восьмидольный". Ну я и
попробовал. Я играл раньше такие необычные ритмы со
своей группой, поэтому я довольно быстро это схватил.
Наверно им понравился мой звук, потому что потом они
меня пригласили играть с ними!
TM: Очевидно,
что ты произвел хорошее впечатление. Yes празднует свое
35-летие, но есть и другая круглая дата: 30-летие твоего
первого альбома с ними, TALES FROM TOPOGRAPHIC OCEANS.
AW: (смеется) Правда? Действительно,
еще одна дата.
TM: Это нельзя
сбрасывать со счетов. Что тебе приходит на ум, когда
ты думаешь, что 30 лет назад этот гигантский эзотерический
альбом вышел в свет?
AW: Мы тогда совместили много пьес
в этом альбоме, сложили все вместе. Каждый из нас был
автором некоторой секции, и мы репетировали 3 месяца
прежде, чем войти в студию записи, поэтому мы хорошо
представляли себе, что у нас должно получиться. Это
было в Manticore, там работали ELP. Старый кинотеатр,
который превратили в зал репетиций.
TM: А было ли
беспокойство, что для вашей аудитории это слишком, что
это отпугнет ее?
AW: Нет, мы просто делали то, что мы
делали. Не думаю, чтобы кто-то особо беспокоился, мы
просто создавали некую новую музыку, двигали группу
дальше в музыкальном деле.
TM: Я думаю,
главное - проверка временем, потому что мы спустя 30
лет говорим об этом, и это...
AW: Веха прошлого.
TM: Очень почитаемая
веха. Что особенно приятно - что в последние годы The
Revealing и Ritual "сняли с полки".
AW: Это хорошие пьесы, их хорошо играть
на сцене. Они сейчас звучат немного по-другому, для
сцены мы их подновили. Сделали более современный звук.
TM: На мой слух,
они сейчас звучат свежее.
AW: Думаю, да. Я думаю, если бы мы
могли вернуться назад, чтобы сделать альбом с сегодняшней
технологией, мы бы сделали лучше, чем он есть.
TM: А правда,
что вы обсуждаете возможность возродить The Ancient?
AW: Нет. Я говорил об этом пару раз,
потому что мне нравится эта композиция, но Крис считает,
что это слишком круто. В смысле - не для нас, а для
аудитории. Но мне когда-нибудь хотелось бы ее сыграть.
TM: Помню, когда
я интервьютровал Криса для Yesstories, он сказал почти
то же. Что он думает, что это хорошо для приверженцев
Yes, но трудновато для остальных.
AW: (смеется) Правильный мальчик.
TM: Любопытно,
что ты думаешь о тех давних турах. Вот взять тур 74
года, когда играли Tales - для тебя это смесь концертов
или какие-то выделяются особо? Типа, "NY'74, это
был великий концерт".
AW: Да, в точности. Большинство их
было просто вечер за вечером. Но я помню, какое испытание
это было - играть все четыре стороны, и чтобы все сыграли
правильно. Думаю, такое было лишь один раз. Я запомнил,
это было в Цинциннати. Я вышел со сцены и сказал: "Вот
наконец-то. Все было сыграно правильно." Всегда
у нас были одна-две ошибки, потому что пьесы были очень
большие. Но в тот вечер все было без огрехов.
TM: Rhino сделал
огромную работу по ремастерингу записей, которые вышли
недавно. И я думаю: насколько группа участвовала в этом?
AW: Очень немного. Они сверяются с
нами, чтобы быть уверенными, что они идут в правильном
направлении. Они уведомляют нас о том, что собираются
делать. Думаю, мы полностью ими довольны.
TM: На бонусных
записях есть начальные миксы, прогоны и демо с исходным
вокалом и тому подобное. То есть некоторое раскрытие
вашей работы и процесса записи песен группой.
AW: Да, там все это слышно.
TM: Существуют
ли какие-либо ограничения, связанные с выпуском этого
материала?
AW: Я думаю, группа хотела к своей
35-й годовщине дать людям возможность взглянуть на ее
работу изнутри и сравнить с готовым продуктом. По этой
же причине мы делали акустические концерты - чтобы люди
могли понять, как мы работем.
TM: Наверно у
нас не получится подробно поговорить о MAGNIFICATION.
Я совершенно уверен, что это лучшая работа Yes со времен
GOING FOR THE ONE.
AW: Действительно, работа хорошая,
там много хорошего материала.
TM: Я думаю,
все начинается с написания песен. Песни очень сильные.
Как происходит процесс их написания?
AW: Альбом писали Крис, Йон, Стив и
я. Мы четверо работали с Ларри [Группом]. Он связывался
с нами регулярно, раз в несколько дней, следил за нашей
работой и делал оркестровые части. Мы оставляли в песнях
открытые секции для него, потому что процесс создания
должен был это учитывать. Но сидели мы в комнате вчетвером,
и начинали мы писать только вчетвером.
TM: Довольно
хитрая работа. Такие песни, как Dreamtime и Give Love
Each Day - замечательные пьесы. Я надеялся, что MAGNIFICATION
не будет забыт в туре. В действительности было приятным
сюрпризом услышать Time is Time прошлым вечером.
AW: Да, это чисто "ручная"
работа. Мы ведь никогда не играли ее на сцене.
TM: Один из любимых
моментов вчерашнего вечера. Раз мы говорим о MAGNIFICATION,
песня Can You Imagine - это наследство сессий XYZ. А
ты принимал в ней участие?
AW: В основном над ней работал Крис.
Я только сыграл фортепианную партию. Возможно, я что-то
внес в песню, но очень мало. В основном это работа Криса.
TM: А что насчет
In the Presence Of?
AW: Это моя вещь. Йон для нее написал
вокальную партию и текст.
TM: То есть все
музыкальное оформление твое?
AW: Да, все мое.
TM: Это еще одна
классика Yes. А каковы ваши планы насчет создания следующего
студийного альбома?
AW: Я думаю, писать можно будет позже,
когда мы закончим набор туров года. Сейчас главное -
тур Springtime, потом на 2 месяца в Европу, потом на
месяц обратно. Потом говорят о поездках в другие страны,
в Австралию. Кто знает, когда у нас будет время записываться,
но песни есть у нас у всех.
TM: Похоже, для
вас этот год будет крупным. Можешь сказать, чего ожидать
в предстоящем туре?
AW: Мы сейчас в стадии планирования.
Ты знаешь, к нам подключился Роджер Дин, у нас есть
проект сцены, как будут расположены ударные и т.д. Сейчас
начинается разработка всего этого. Думаю, ты увидишь
необычную программу. Йон сейчас терзает сетлист каждый
день. Получается необычно, мы хотим отказаться от некоторых
песен, которые играли постоянно, и взять какой-то другой
материал. У Йона кое-какие планы, чтобы поразить публику,
посмотрим. Кое-что будет из 80-х годов, хотя непросто
заставить Стива это играть. Он не в восторге от этого.
Но он не говорит "нет", а говорит, что надо
потолковать и обдумать.
TM: Я думаю,
с сетлистами должен быть компромисс, который устроит
всех вас.
AW: Меня всегда все устраивало, я играл
вещи Билла Бруфорда. Я не против, чтобы включили вещи
вроде RELAYER, в которых я принимал участие при создании.
Наверно в программу включат And You And I, потому что
это такая вещь, которая всегда при нас. Но в целом сет
будет новым, я думаю, он понравится многим людям.
TM: Я брал интервью
у Рика в прошлом году, и он рассказал мне интересную
историю о записи CRIMINAL RECORD и твоем участии в ней.
Он сказал, что он сыграл все клавишные партии и пригласил
тебя и Криса, чтобы вы сыграли свои. А сам ушел, так
что его и близко не было.
AW: Знаешь, нет. Я не был в студии
с Крисом. Мы с ним записывались порознь.
TM: Ты шутишь!
AW: Мы действительно так работали.
Рик однажды пришел, но наверно он и сам не помнит. Он
пришел, сказал "Звучит хорошо", и я стал записывать
следующий трек. В какой-то степени мы были связаны друг
с другом, но записывались мы с Крисом порознь. Я только
записал ударные.
TM: Сначала,
наверно, записался ты, а потом Крис?
AW: Да, так и было. Я играл лишь с
записью клавишной партии.
ТМ: И что, там
даже не было ритмической дорожки?
AW: Это было несложно. Вещи были в
основном понятные, а если бы я забрел не туда, Рик помог
бы.
ТМ: Еще вопрос
о туре. Он ведь не будет объявлен прощальным?
AW: Нет. Вовсе нет, мы просто продолжаем
делать то, что делали.
ТМ: Хорошо. Очень
рад это слышать. Хочу завершить на личной ноте. Когда
я прослушал на днях Gates of Delirium в зале, я был
потрясен. Я часто принимаю группу как должное, но на
этот раз меня поразило, какое необычное и сильное исполнение.
Я думаю: а вы сами испытываете иногда такие чувства
от своей игры?
AW: Да у меня бывали такие ощущения.
Особенно, когда мы осваиваемся в туре, обычно это происходит
через неделю после начала. Тогда мы начинаем играть
в полную силу.

|