Yes - волшебная литургия

Что нового ни сайте
Что я этим хочу сказать
Ritual
Starship Trooper, Turn of the Century, Siberian Khatru, Close to the Edge
Owner of a Lonely Heart, Heart of the Sunrise, Going for the One, Mood for a Day, On the Silent Wings Of Freedom
MAGNIFICATION album
The Ancient
Survival, Every Little Thing, The Clap, Don't Kill the Whale, Circus of Heaven, The Fish
Mind Drive
The Gates of Delirium
Tales from Topographic Oceans
О хард-роке в музыке Yes
Astral Traveller, Time and a Word, South Side, Parallels и др.
Olias of Sunhillow
О группе и о музыкантах, интервью, факты
Художественные работы, связанные с Yes
Статьи разных авторов
Переводы лирики
Моя коллекция Yes
Правдивые истории о Yes
По йесовским местам
?????????

Тихон Романов

В Москве и Санкт-Петербурге выступит группа Yes. Вместо выбывшего клавишника Рика Уэйкмана играет Европейский фестивальный оркестр

Позитивная, светлая, хрустальная, оптимистическая, лучезарная, прозрачная - подбор эпитетов для группы Yes занятие популярное. Музыкальная репутация у Yes, как у святых угодников. Неудивительно, что в конце концов они назвали-таки альбом Magnification (церковное песнопение на текст Евангелия, эпизод Благовещения). С ним-то и связан мировой тур Yessymphonic, в европейскую часть которого вписались две российские столицы: 31 октября - Москва (Кремлевский дворец), 3 ноября - Санкт-Петербург (концертный зал "Октябрьский").

Явления рок-легенд для Москвы и Питера уже не экстраординарное событие. Пару раз в год на афишах появляется какое-нибудь вожделенное в 70 - 80-е годы название или имя. Но в данном случае ситуация несколько отличается от привычной. Хотя сам по себе арт-рок, с которым Yes ассоциируется прежде всего, уже давно неактуален, Magnification вовсе не звучит как вялый перепев старых мотивов. Более того, альбом можно считать даже экспериментальным. Впервые Yes отказалась от клавишных инструментов, без которых, казалось бы, сочинения группы немыслимы. Вместо них звучит симфонический оркестр. Соответственно и путешествует группа в сопровождении целой свиты классических музыкантов. Приедет Европейский фестивальный оркестр под руководством Вильгельма Кейтеля. До нынешнего тура выступление Yes такого рода состоялось только однажды, в 1970 году в лондонском Queen Elizabeth Hall, и было признано критикой исключительно удачным. Для музыкантов, сложно аранжирующих свои многочастные композиции, работа с классическим оркестром оказалась абсолютно естественной.

Отсутствие клавишника в Yes имеет еще и скандальный оттенок. Легендарный Рик Уэйкман, которого вместе с Джоном Андерсоном и Крисом Скуайером смело можно записать в троицу, определившую характер группы, тоже, скорее всего, приедет в Москву. Но произойдет это чуть позже, и выступать он будет с сольной программой. Хотя у Yes имидж неправдоподобно позитивной группы, история смены музыкальных составов у нее одна из самых драматичных и запутанных.

За тридцать лет состав менялся не однажды. Только Уэйкман, существенно повлиявший на звучание группы, уходил и возвращался несколько раз. Слухи о распаде группы возникали с угрожающей периодичностью. А в 1980 году уходит даже Андерсон. Через год группа распадается вовсе. Через несколько лет музыканты Yes даже судились из-за названия. Но в самый роковой момент партии неожиданно примирились и записали альбом с говорящим заголовком Union (1991).

Можно подумать, что такой нестабильный ансамбль не был в состоянии сочинить что-то цельное. Слишком много времени уходило на выяснение отношений. Тем не менее музыка Yes абсолютно уникальна и моментально узнаваема. Дрязги не мешали группе создавать светлую рок-музыку. К Yes никак не применишь формулу "секс - наркотики - рок-н-ролл", так или иначе подходящую к большинству групп-сверстников, скандаливших все 70-е, доводивших себя и своих поклонников до полного саморазрушения. Yes же напротив - созидатели, погруженные в религиозно-утопическую мистику (Андерсон, кстати, серьезно занимался историей религии). Концерты, устроенные в духе времени с необычайным размахом, Yes превращали в мистерии - не черные мессы и не гротескный карнавал, а волшебные литургии. Это единственная рок-группа, которую смело можно пустить на церковные хоры.

Начиная с альбома Fragile, то есть с 1971 года, они сочиняют обширный цикл, посвященный книгам Толкиена. Их манеру можно описать как музыкальное фэнтези - такое же многословие, многоголосие, тот же эпический размах. Главный идеолог Джон Андерсон вел группу от беспечной музыки цветов и всеобщей любви к ни много ни мало космическим откровениям. В 70-е, лучшее время Yes, каждый следующий альбом получался сложнее и патетичнее предыдущих. Становится понятно, почему музыкантам так сложно было ужиться вместе. Проблема была не столько человеческая, сколько профессиональная. В группе играли слишком самостоятельные виртуозы. Неудивительно, что все они в конце концов выпустили сольные диски.

У Yes не было шансов долго держаться на вершинах хит-парадов. Их музыка не вписывается в радиоформат - эфир будет забит на полдня. На нее невозможно снять клип - получится кино часа на полтора. Альбом ЕС может состоять из двух-трех гигантских опусов, тщательно разработанных, с десятком разнообразных тем, с многочисленными стилизациями и цитатами. В отличие от других арт-роковых групп, скажем, Nice или Emerson, Lake & Palmer, исповедовавших благородную музыку, освежавших классику с помощью новой инструментовки, Yes не опускались до переиначивания хрестоматийных образцов. Они сооружали собственные симфонии и музыкальные поэмы, напичканные отсылками к музыке ренессанса и барокко.

И в последнем альбоме, абсолютно не считаясь с музыкальной конъюнктурой, Yes возвращается к своим лучшим традициям. Симфонический Magnification должен прозвучать как вневременная классика.

Статьи, мнения, суждения