Ритуал

Что нового ни сайте
Что я этим хочу сказать
Ritual
Starship Trooper, Turn of the Century, Siberian Khatru, Close to the Edge
Owner of a Lonely Heart, Heart of the Sunrise, Going for the One, Mood for a Day, On the Silent Wings Of Freedom
MAGNIFICATION album
The Ancient
Survival, Every Little Thing, The Clap, Don't Kill the Whale, Circus of Heaven, The Fish
Mind Drive
The Gates of Delirium
Tales from Topographic Oceans
О хард-роке в музыке Yes
Astral Traveller, Time and a Word, South Side, Parallels и др.
Olias of Sunhillow
О группе и о музыкантах, интервью, факты
Художественные работы, связанные с Yes
Статьи разных авторов
Переводы лирики
Моя коллекция Yes
Правдивые истории о Yes
По йесовским местам
?????????

УвеличитьTales from topograhpic ocean - один из самых своеобразных и сильных студийных альбомов YES. Записанный в 1973 году под влиянием восточных священных текстов на санскрите, которые штудировал лидер группы вокалист Йон Андерсон. Альбом вызвал множество дискуссий среди ценителей и критиков. До сих пор по восприятию фанов этот альбом относят к классу "либо обожаешь, либо ненавидишь". Многие, в том числе поклонники Андерсона, считают его достойным быть выброшенным в помойку, и многие (я в том числе) видят в нем высочайших взлет искусства Йес. Честно говоря, запись Tales провалялась у меня несколько лет прежде, чем я начал воспринимать эту музыку, хотя к Йесу у меня давняя приязнь. Поэтому я бы не советовал новичку пробовать Tales - слишком крепкая штука, с непривычки может стошнить. Лучше начать с чего-нибудь полегче.

Не буду рассматривать здесь весь альбом. Оно конечно можно, да получилось бы слишком длинно. Все-таки почти 90 минут очень сложной музыки. Попробуем прорваться всего через одну композицию - Ritual.

Итак, Ritual является заверщающей, четвертой 20-минутной композицией двойнового винилового диска "Tales...". Про YES можно вполне определенно сказать: чем их вещь длиннее, тем она лучше. Ritual подтверждает это правило. Это блестяще написанная и сыгранная пьеса, по композиции она приближается к драматическому действу. Ее основная сила в динамизме сменяющих друг друга музыкальных образов, которые при первом слушании кажутся налезающими друг на друга беспорядочным кусками и звучат диковато даже для "привычного к непривычному" уха йесомана. Темы вроде бы громоздятся как попало, такой общий навал тяжеловесных музыкальных блоков, совершенно непохожих друг на друга и один из другого никак не вытекающих. Слов и вокала во всей пьесе минимум - на все 22 минуты звучания не более 60 строчек текста. Редкий слушатель досидит до середины "Ритуала": ощущение перманентно шатающихся глыб снизу, спереди, сзади, справа и слева и желание куда-нибудь смыться, пока не задавило. Погружение в хаос звука, как в хаос пустыни древности. Это только в кино романтично - ритуалы, древность, пустыни. YES не занимается музыкальным макияжем, YES играет музыку. Жизнь как огромный пространственно-временной континуум, и этот континуум можно проходить в разных направлениях, как будто по тоннелям, пронизывающим гору. Можно двигаться вдоль исторических вех одной страны, можно по морям и континентам одного времени, а можно наискосок - через сходные проявления жизни в разных точках. Один такой маршрут проходит через ритуалы, и по нему кувырком гонит слушателя YES. Таков художественный смысл пьесы.

Композиция начинается с инструментального вступления, где сразу звучит сильная мажорная гитарная тема, которая в финале будет повторена в миноре. "Восходящее" звучание темы великолепно характерно для многих композиций YES. Тема ускоряется и приносит слущателю первую фрагмент mp3 встряску - ритмически неровный, как бы прыгающий на ухабах, но мелодически однообразно повторяющийся "мелькающий" мотив. Вертящийся шаманский танец, раскручивающийся быстрее и быстрее, доводящий до тошноты однообразным вращением, заканчивается неминуемым падением на пятую точку. Ваше вращение прекратилось, а окружающие предметы еще крутятся, пока вы собираете вместе свои чувства, разбросанные центробежной силой.

Все успокаивается. Тихий гитарный наигрыш, повторяющий на фоне слабого гула, как будто звучащего в голове, темы других композиций, других лет, других историй. Медленно перетекающие мелодии, знакомые и фрагмент mp3 незнакомые разрешаются в главную, тихую тему пьесы "Nous Sommes Du Soleil". Она звучит издалека, возникнув из невнятных гулов, медленно приближаясь и нарастая. Но она не подходит близко, не достигает полного звучания. Как любопытное и пугливое животное, она подходит на безопасное расстояние, и, покруживши и не дав как следует разглядеть себя, исчезает.

Ее сменяет другая тема, фактически целая композиция, стройности и ясности которой позавидовали бы сами Битлы. Ее музыкальные фразы и впрямь похожы на ранне-битловские, это сходство усиливает только здесь начинающийся хоровой вокал (в YES вообще-то поют четверо из пяти музыкантов).

Open doors we find our way
We look we see we smile
Surely daybreaks cross our path
And stay maybe a while...

Однако расслабиться не удается. Прозрачность и цельность музыки там и сям нарушаются то ритмическим спотыканием, то мелодическим сползанием фрагмент mp3с вроде бы наконец-то правильно выбранной музыкальной колеи. Вроде бы наконец-то приятно звучащая мелодия, как колодец в пустные. Но она постоянно подпорчивается, как если бы долгожданная вода оказалась с мутью. И желанный ветер вместе с прохладой бросает в лицо песок и пыль.

As clearer companions
Shall call to be near you
They move around tell me that
Move around surely sing
As they don't seem to matter at all
At all at all ...

Это "at all" повторяется раз 20 на все лады, становясь все более напряженным и зовущим: пора выбираться. Через короткую интермедию, воспроизводящую вступительную тему, начинается следующий эпизод. Ритм снова ускоряется, звучание нарастает. На этот раз повторяется "шаманская" тема но четкий ритм придает ей устойчивый танцевальный колорит. Эта часть построена на пятидольном размере, она удивительно похожа на славянские плясовые с синкопами, топами-прихлопами, балалаечными тренями и взвизгами. Сходство не буквально-мелодическое, но ассоциативно очень четкое. Черт его знает, откуда англичане, в то время не побывавшие восточнее железного занавеса, набрались такой точной фольклорной ориентации. Звучание усиливается, вступает гитара Стива Хау, ударные "обрастают" какими-то погремушками, придающими без того залихватскому ритму вовсе дворовый оттенок. На фоне этого выпляса вновь появляется вступительная тема. Только здесь Хау немного дают разгуляться, под его импрофрагмент mp3визацию музыка становится все более напряженной, намеком промелькивают минорные аккорды, которые, во всю силу прозвучат в финале, тема перерастет в комический сумбур и неожиданно обрывается.

Начинается жемчужина всей композиции - соло Алана Уайта на ударных. Оно идет как всегда издалека. Барабанные проходы на фоне звона бубнов и "страшноватых" шипящих перекликов перерастают в грохочущий африканский ритм. Мистическое звучание усугубляется зверским взвыванием синтезаторов Рика Уэйкмана. "Улетающий" тон звука достигает максимума и завершается стихающим мажорным аккордом.

Вновь все ненадолго успокаивается, и как бы ожидается следующий удар по ушам, но... Из тишины и тихого перебора гитарных струн второй раз появляется одна из самых сказочных мелодий YES - Nous Sommes Du Soleil. На этот раз она не приходит издалека, как пугливая лань, она даже не начинается - она просто внезапно оказывается рядом, здесь, вокруг и внутри.

Hold me my love, hold me today, call me round
Travel we say, wander we choose, love tune
Lay upon me, hold me around lasting hours
We love when we play
We hear a sound and alter our returning
We drift the shadows and course our way by home

фрагмент mp3"Детский" голос Йона Андерсона просто и без напряжения произносит эти слова на фоне легкого гитарного перебора и вторящих фортепианных нот. Это тема любви. Это как возвращение в родной дом - неизбежное, светлое и счастливое. Это напоминание о доме - месте, где все мы однажды начали свой путь, и куда обязательно вернемся. Где нас ждут и верят. Где замыкается круг жизненного пути.

Nous Sommes Du Soleil

Лирическая часть переходит в финал, и здесь музыка наконец-то достигает по-настоящему патетического звучания, столь редкого для YES. фрагмент mp3 На "мощном" трехдольном ритме полутораминутным crescendo идет импровизация Стива Хау, постепенно нарастая от простого напева. Аккорды сменяют друг друга, как картины памяти. В самом финале голос гитары взвивается с драматической "джиммипейджевской" силой, почти как человеческий крик. И неожиданно все завершается скорбным аккордом. Звук медленно и долго стихает, как будто гаснет огонь. Мелькнули последние синие язычки пламени. Конец.

Об исполнении. Альбом "Tales from topograhpic ocean" вышел в 1973 году. Аранжировка "Ритуала" довольно скромная, звук неброский, "смазанный" (по сравнению, скажем, с композициями Pink Floyd того же времени). Партии музыкантов не выделяются, за исключением барабанного соло и финальной части. Мало вокала, и он тоже звучит несколько тускло. То ли так было задумано, то ли так получилось, но когда слушаешь, немного жаль, что музыканты "поскупились".

В концертном исполнении ("YesShows", 1977) вся композиция удлинена на 7 минут. В плясовом эпизоде басист Крис Сквайр и барабанщик Алан Уайт выдают чудеса, это что-то невероятное. Центральное соло Алана Уайта усилено и в него добавлено пародийно-страшных колдовских, довольно впечатляющих образов. В целом композиция звучит гораздо более сочно, рельефно, темы разработаны до конца. Но, несмотря на мастерство и отменный артистизм, здесь нет чего-то такого, что есть в студийной записи. Все исчерано до дна, и нет той недосказанности, которая заставляет фантазировать, додумывать, дочувствовать, хотеть чего-то большего...

фрагмент mp3 Дуэт Криса Сквайра (бас) и Алана Уайта (барабаны) с концертного иполненения Ritual (альбом YesShows)
Надо слышать!