Тьма

Что нового ни сайте
Что я этим хочу сказать
Ritual
Starship Trooper, Turn of the Century, Siberian Khatru, Close to the Edge
Owner of a Lonely Heart, Heart of the Sunrise, Going for the One, Mood for a Day, On the Silent Wings Of Freedom
MAGNIFICATION album
The Ancient
Survival, Every Little Thing, The Clap, Don't Kill the Whale, Circus of Heaven, The Fish
Mind Drive
The Gates of Delirium
Tales from Topographic Oceans
О хард-роке в музыке Yes
Astral Traveller, Time and a Word, South Side, Parallels и др.
Olias of Sunhillow
О группе и о музыкантах, интервью, факты
Художественные работы, связанные с Yes
Статьи разных авторов
Переводы лирики
Моя коллекция Yes
Правдивые истории о Yes
По йесовским местам
?????????

Предмет этого раздела - 19-минутная композиции Mind Drive с альбома Keys to Ascension II, записанного в 1997 году.

Собираясь начать разбор Mind Drive, я довольно основательно прорыл источники в поисках каких-либо опорных точек, но мало что нашел. Мрачная патетика пьесы - от грустных наигрышей гитариста Стива Хау до полных трагедийного напряжения fortissimo - такая музыкальная палитра настолько нетипична для традиционного светло-искрящегося звучания Yes, что возникает масса вопросов. Так бывает, когда видишь некий элемент, не укладывающийся в схему. Поэтому я старался набрать какой-то фактический материал, дабы растянуть схему до этого отдельно стоящего элемента. К сожалению, поиски не дали ощутимых результатов, поэтому начнем, хоть и страшновато - как бы чего не наврать.

Отзывы о Mind Drive, которые я читал, кратки и чрезвычайно благоприятны. Некоторые сравнивают пьесу по масштабу и композиции с Close to the Edge: Mind Drive, мол, является зеркальным отражением Close to the Edge. Что-то в этом есть. Та же сонатная форма с двухминутным вступлением, феерический финал, в котором завершающий аккорд расплывается в "стихийный звук", энергичное исполнение. А содержание противоположно: Close to the Edge - свет и предчувствие рождения, Mind Drive - мрак и предчувствие гибели. И все-таки такая трактовка представляется поверхностной. Художник может в одной картине использовать темные, в другой светлые краски, но отсюда не следует, что одна не вляется негативом с другой. Духовно-эзотерическая суть пьесы, как мне кажется, такова, что Mind Drive и The Gates of Delirium являются двумя сторонами одной медали, имя которой - страсть.

Кто знает классические "патетические" произведения, ну там 5-ю симфонию Бетховена или 6-ю Чайковского, сразу уловит схематическое сходство. Противопоставление и борьба двух главных тем, драматизм этой борьбы образуют патетику, этакий музыкальный триллер - по-нынешнему. Две темы, тема отчаяния и тема надежды, сменяясь, видоизменяясь и переплетаясь, создают динамику драматического действа, как и в Gates of Delirium, причем за музыкальными картинами угадывается главный герой, чья душа ищет, борется и не сдается. Таков закон патетического жанра.

Трудность анализа Mind Drive начинается с невнятности текста. В разных источниках, как ни странно, лирика Mind Drive слегка варьируется. Так, например, что поет Андерсон - WHOLE (целый) или HOLE (святой)? Толкование текста пьесы и без того непростая задача (тем более, что я не эксперт в английском), а уж отсутствие определенности в источниках совсем сбивает с толку. В конце концов я решил ориентироваться на более часто встречающиеся варианты. Истины в конечной инстанции здесь не дождешься, да и не имеет смысла, поскольку все равно анализ и толкование музыки - вещь сильно субъективная.

Итак, начнем с начала - как переводится mind drive. Это словосочетание в пьесе не просто произносится, а акцентируется ("pushing for the mind drive, drive"). Drive - править, погонять, мчаться, и соответсвенные отглагольные существительные. Термин "mind drive" - устройство, управляемое мозговыми импульсами. В современном языке drive часто обозначает привод, механическую передачу. Одним словом, от mind drive веет чем-то технологическим - рулевыми колонками, оборотами в минуту, тактовыми частотами, причем эта техника соединена с сознанием (mind), и то ли управляется сознанием, то ли управляет им. Философски замечу в скобках, что отношение управления всегда в какой-то мере обоюдное: если А управляет Б, то и Б отчасти управляет А. Соседство души и технологии - вот на какой образ наводит заглавие и что, как я попытаюсь показать, является темой композиции.

В одном ревю из авторского собрания Christopher Currie, в основном на основании анализа текста, сделан общий вывод, что Mind Drive представляет собой эзотерический рецепт восхождения ("Ascend and create Ascension!"). Действительно, слова вроде бы из соответствующего лексикона, указывающие путь к поиску и свершениям. Но почему такой мрачный музыкальный колорит? Откуда такой финал - не просто трагический, а какой-то фатальный крах, окончательный и непоправимый? Не потому ли, что восхождение не имеет рецептов, и все красивые слова в данном случае суть ловушка дьявола?

Пьеса начинается с меланхоличного гитарного вступления в совпровождении клавиш Уэкмана и тихих басовых аккордов Сквайра. Это то ли раздумья, то ли воспоминания - умиротворение перед идущей бурей. Легкие штрихи медных тембров на заднем плане - как приближающиеся зарницы на темном небе. Эта тема тоски, которая будет повторена в средней части, тоски по неведомому счастью и предчувствия судьбы. А может это сон разума, который породит собственных чудовищ.

Плавные переливы акустической гитары и синтезатора стихают, и возникает ритм, вначале тихо обозначаемый гитарой, затем подхваченный барабанами. Звучание усиливается, вступают грозными отрывистыми аккордами струнные. Три удара, три удара, четыре удара - это напоминает настойчивый стук в дверь. На этом скачущем ритме нарастает тема "темных сил".

Don't forget to seek out the world
That you want to stake out
Actions speak much louder than words
And you get to realize
Just as long as you have control, holding the fire
Just as long as you keep control, this point of your desire
Wait as it will all come to you
Feel it as a mutual response
You get the heaven you like
You get the heaven
You get the heaven you need
You get your heaven NOW!

фрагмент mp3Слова падают рубленными слогами, без интонационных пауз, как будто их произносит робот. "Не забудь стремиться в тот мир, что ты хочешь занять, действия звучат громче слов, ты чувствуешь, что имеешь контроль, держа огонь, пока ты сохраняешь контроль, твою страсть, жди пока все придет к тебе, чувствуй этот отклик, ты получаешь небо, которое тебе нравится, ты получаешь небо, которое ты хочешь, ты получаешь свое небо СЕЙЧАС!". Конечно, можно перевести эти слова по-другому, с другим оттенком и, возможно, смыслом, но в том и состоит настоящее искусство, что оно не перелагается однозначно на язык слов. Иначе зачем бы нужно было играть музыку, если ее может заменить словесная формула? Данный разбор - в лучшем случае лишь часть возможных смыслов пьесы.

Страсть - вот что ведет сознание (desire drives mind) драматического героя в композиции. Страсть бывает двух видов: страсть постижения и страсть обладания. Темные силы сулят герою обладание небом (you get your heaven now) как избавление от скуки жизни.

Just as long as you bring the power from the inside
Just as long as you hold the key from the inside
Ascend and create
Ascend and create
Ascension

"Как только ты вынесешь силу изнутри, как только ты примешь ключ изнутри, вставай и создай ВОСХОЖДЕНИЕ!". Довольно созвучно эзотерическим текстам, но мираж обладания лишь принял форму вершины, к которой следует стремиться. В этом главный обман. Обман сулит технику восхождения, которой на самом деле нет, потому что не может быть, как не бывает нот у соловья, не бывает цветовой палитры у рассвета, не бывает парфюмерии у леса...

Жесткую тему "get your heaven" сменяет другая, ясная и спокойная тема. Она звучит просто, ровно и естественно, возвращаясь к тонике, как к отправной точке.

They will bring you rain
They will move the sky
They will give you light
It will live you long
Thru' the eyes of child
Through the song of songs
It will bring the moon
It will transfer you

фрагмент mp3В моем восприятии это - духовное начало, светлый источник. "Прилетят дожди, будет небо плыть, ты увидишь свет, долго жить тебе, через детский взгляд, через песни звук, там твоя луна, там лежит твой путь". Немного похожа на колыбельную, эта тема "eyes of child". Ее сменяет тяжелая, неустойчивая тема:

Whole, waiting for the signs, whole
Reaching for the foresight shown
Whole, dancing for the moon, dancing for the light
Whole, pushing for the mind drive, drive
Dancing for the Earth, dancing for the light
Whole

Здесь ощущаются тяжело вращающиеся шестеренки, лязг железных механизмов. Не в такт и не в лад гремят бас, гитара, барабаны, нестройные голоса повторяют без конца "independently", "whole", "dancing". "Независимость" и "целость" выливается в нелепую пляску зомби, для которого музыкой служит грохот механического драйва, приводящего его в движение. Как бы испугавшись этой картины, музыка возвращается к "eyes of child", но неудержимо перерастает опять в "whole".

Средняя часть начинается с возврата к теме вступления. Гитара Хау звучит здесь тихо, трепетно и ностальгичнофрагмент mp3. Голос Андерсона как далекий зов на фоне воспоминаний. Как и в Close to the Edge, эта часть рисует ночь. Страсть уснула, и во сне под далеким холодным небом слышится тоскующий и плачущий голос души, жаждущей свободы. Но вездесущая техника не дает оторваться от своих соблазнительных миражей. Мягкие вариции гитары сменяются тревожно-диссонирующим дребезжанием, как дребезжат иногда стекла перед ударной волной сверхзвукового самолета, и вслед за этим мгновенно наваливается мощная инструментальная импровизация. Это сумасшедшая гонка (drive), в которой слышатся ритмы большого города: рокенрольные мотивы, автомобильные сирены, гул подземных поездов, фейерверки ночных неоновых огней. Этот минутный фрагмент - шедевр студийной импровизации. фрагмент mp3Гитара и клавиши сплетаются в грохочущий, но не лишенный красоты, динамично устремленный мотив. Сопровождающий бас Сквайра выше всяких похвал, настолько виртуозно и непринужденно он придает стремительность этой части. Великолепно вписываются сюда и барабаны Уайта.

Следующая за этим "eyes of child" снова переходит в "whole", но это уже не тот "whole", он очень мелодичный и чистый. Он поется двумя голосами, которым аккомпанируют акустическая гитара и фортепиано. Это самый проникновенный мотив композиции, момент грусти по уходящему миру, момент предвидения грядущей катастрофы.

Whole, waiting for the time to call
Dancing in the harmless sun
Entering the mind drive...

фрагмент mp3Отсюда начинается финальная часть, и дальше до конца пьесы звучание будет нарастать. Вновь появляется "темная" тема, дробный и неровный ритм, сопровождающийся проходами гитары, тема mind drive. Гитара вьется где-то сбоку, постепенно усиливаясь, как выползающая кольцами змея. Вступает голос Андерсона, повторяющий слова из первой части на фоне тяжелого и напряженного барабанного ритма.

...You get the heaven you like
You get the heaven
You get the heaven you need
You get your heaven NOW!

Чувствуется, что это последний бой. Барабаны гремят, как литавры наступающей армии. Неумолимо приближается что-то страшное. Здесь особенно поражает нетипичность звучания для Yes: ни единой искры, ни проблеска света, ни капли надежды. Все заливается кровавым мраком надвигающейся трагедии.

Напор барабанов переходит в инструментальную вариацию на тему "mind drive". Звук свирепеет, 7-дольный размер кренит ритм то в одну, то в другую сторону. Здесь великолепная работа барабанщика, да и Хау с Уэйкманом не отстают. Сильнейшее напряжение звука идет по нарастающей. Гитара воет, как бездомный пес на развалинах, фонтанирующие аккорды клавиш как будто озаряют тьму взрывами. фрагмент mp3 Звучание становится безумным, это уже безумие на пороге небытия. Наконец, мощные унисонные удары всех инструментов звучат как последняя агония. Все? Нет, вновь появляется инструментальная тема гонки из средней части, но она уже лишена той стройности и красоты. В ней слышится хохот гиены. Этот драйв - полет стервятника над трупами. Эта стремительность - стремительность мародера.

И здесь фильм ужасов внезапно спотыкается. Звук размывается и замедляется, сползая вниз, как будто медленно останавливается вращение бобины, кадры все дольше тянутся на экране, кинопроектор тормозится окончательно. Какие-то далекие глухие удары, напоминающие рушащиеся балки. Это жуткий намек, что пока вы смотрели ужастик, в вашем мире произошло то, что вы видели. Mind Drive не оставляет места жизни. Черный мертвый хаос вокруг, и только механическая игрушка пищит вдалеке какой-то отрывок веселенькой мелодии...

А вот еще один комментарий.

Дмитрий aka Freeman

Mind Drive я как-то сразу это для себя перевел как "водительство логического ума" в отличие от "водительства сердца". Т.е. как главная проблема нашей цивилизации - преобладание левополушарного, логического, жесткого, мужского, основанного на принципе использования - мышления и действия. В отличие от правополушарного женского мышления, основанного на велениях сердца. И в отличие от срединного гармоничного пути, сочетающего эти типы мышления.

Ни одна из полярных цивилизаций не способна как таковая вести человека к чему либо кроме гибели. Правополушарный подход гибелен, потому как неспособен распознать, осознать и отрегагировать на опасности, а левополушарный - потому что все воспринимает как опасность - и понятно что это куда более разрушительно для жизни. Ведь опасность, мнимая и реальная, порождает страх, страх - агрессию, агрессия безразлична к жизни. Крах левополушарных цивилизаций - в известной нам истории (например Римская империя, феодализм, нацизм, капитализм, корпоративная организация жизни еще в процессе существования). Крах правополушарных цивилизаций - в смутном прошлом (Лемурия и Атлантида, хотя есть еще смерть микроцивилизаций и субкультур аборигенов по всему "третьему" миру). Пример более устойчивой цивилизации - Япония, более-менее сохраняющая баланс этих сил.

Пара слов о происхождении композиции. В 1981 году после ухода Андерсона и выпуска альбома Drama басист Крис Сквайр и барабанщик Алан Уайт остались под знаменем Yes вдвоем. Это было время разброда, и казалось, что Yes окончательно распался, хотя Крис всячески настаивал, что Yes существует. Как раз в это время Крис оказался соседом гитариста Led Zeppelin Джимми Пейджа, и они подружились. Возникла идея создания совместного проекта - комплект таких мастеров как Крис, Алан, Джимми и вокалист той же Led Zeppelin Роберт Плант сулил хорошее будущее. Проект стартовал под именем XYZ, были написаны около 8 композиций, в том числе и та, что послужила в дальнейшем основой для Mind Drive. Однако, Роберту эта музыка показалась слишком запутанной. Начались переговоры между менеджерами обеих групп, и все в конце концов затухло.

Представляется вполне возможным, что мрачное настроение экс-цеппелинов (их барабанщик Джон Бонам недавно умер, группа распалась) плюс пронзительная манера игры Джимми Пейджа и стали источником необычного, темного колорита пьесы, сыгранной "новым старым" Йесом 16 лет спустя...