Увеличение

Что нового ни сайте
Что я этим хочу сказать
Ritual
Starship Trooper, Turn of the Century, Siberian Khatru, Close to the Edge
Owner of a Lonely Heart, Heart of the Sunrise, Going for the One, Mood for a Day, On the Silent Wings Of Freedom
MAGNIFICATION album
The Ancient
Survival, Every Little Thing, The Clap, Don't Kill the Whale, Circus of Heaven, The Fish
Mind Drive
The Gates of Delirium
Tales from Topographic Oceans
О хард-роке в музыке Yes
Astral Traveller, Time and a Word, South Side, Parallels и др.
Olias of Sunhillow
О группе и о музыкантах, интервью, факты
Художественные работы, связанные с Yes
Статьи разных авторов
Переводы лирики
Моя коллекция Yes
Правдивые истории о Yes
По йесовским местам
?????????

Magnification, увеличение - так называется альбом Yes, вышедший в сентябре 2001 года.

Новый век, и те, кто немало прожил в прошлом, удивились, с какой скоростью пришел этот. А ведь когда-то казалось, что он за горами, а может и никогда и не наступит. Время, которое представлялось неохватным, внезапно стремительно всосалось в пасть бытия, как длинная макаронина в рот гурмана. "Если только что-то будет через двадцать лет" - пел Макаревич 20 лет назад. И вот тогдашнее страшноватое будущее уже сейчас. ХХ век ушел в историю, и на смене веков мы ощутили увеличение шкалы времен. Именно, когда на сайтах модный обратный отсчет дней, оставшихся до конца века, вдруг начал крутиться с пугающей скоростью, возникло чувство спринтера, для которого в драгоценные 10 секунд укладываются годы тренировок. Время, преломляясь на гранях веков, как свет на стыке кристаллов, порождает причудливые эффекты.

Но наш разговор о Yes. Так или иначе, треть века группа играет музыку, а это для рока воистину немалый срок! Команда Yes осталась вчетвером, без клавишника. Найти полноценную замену таким мастерам, как Рик Уэйкман или Игорь Хорошев, дело непростое, и наверно оно решается временем и везением. Нужен не только музыкант-импровизатор высокого класса, не только играющий арт-рок, но нужен и человек, который бы вписался в многоопытную и притертую команду, потянул бы философию Yes и фантазии Андерсона. И пока суд да дело, на роль клавишника решили поставить симфонический оркестр. Для Хорошева такая компенсация его ухода - мягко говоря, неплохая характеристика с последнего места работы.

Альбом разительно отличается от всех предыдущих. То ли участие оркестра наложило свой "регламент" то ли замысел музыкантов был таков, что оркестр идеально интегрировался с электронным звучанием. Ведь каноны симфонической и рок музыки не совместимы даже теоретически. Стихия рока - импровизация, постоянное повторение одного рисунка с изменениями, диктуемыми моментальной фантазией исполнителя. Рок разворачивает ленту импровизации, и она втягивает слушателя в свой ритм, завораживает непредсказуемостью. Другое дело - симфонический оркестр. Дирижер выстраивает свое музыкальное здание по чертежам, но его строительный материал - десятки инструментов и тысячи их природных оттенков звучания. Дирижер приводит слушателя в восхищение игрой оттенков. Что может получиться от скрещения рока с симфонией? Грубое электронное звучание испортит симфоническую красочную чистоту, а рок-импровизация будет скована инертным оркестром. Что останется? Только композиция. И я ждал выхода Magnification с немалым испугом, тем более, раньше сдуру купил диск, где был записан Yes в симфонической обработке: просто смех и грех.

Сразу скажу, что опасения не оправдались. Предвижу тяжкие вздохи: мол, выдохлись ребята, где феерия Relayer'а, где задор Close to the edge, где фантастика Tales from topographic oceans? Отвечу: глупости. Они никуда не делись - остались в записях и в концертах. Но в жизни все должно меняться, иначе это не жизнь, а музей восковых фигур. И в новом альбоме Yes уже не тот: он другой, совсем другой, но... верный себе.

В отличие от некоторых прежних композиций с участием оркестра, где скрипки лишь чуть-чуть приукрашивают звук, здесь оркестр и группа делят исполнение почти пополам. Прекрасная работа автора партитуры и дирижера Ларри Група, по заслугам он должен был бы встать в один ряд с йесовцами.

Magnification весь слушается на одном дыхании. Пожалуй, у Yes еще не было альбома, состоящего из настолько стилистически подобных композиций. Конечно, живые звуки классических инструментов сыграли роль связующего элемента. Но причина не только в этом. Все пьесы как будто сконцентрированы в маленьком пространстве. Теплое, романтическое, почти бернстайновское звучание музыки Група создает ощущение маленького домашнего мирка, с его маленькими заботами, человеческими радостями, страхами, сладкими рождественскими снами.

Парадоксально для йесомана со стажем! Это - Yes, чей звук единым рывком устремлялся к Солнцу? Yes, паривший над вершинами и ущельями на "тихих крыльях свободы", перебиравший струны стихий? Да! Где-то в бесконечной Вселенной висит наша маленькая галактика. Увеличим ее. В Галактике одна из миллиардов звезд называется Солнце, а рядом с ним кружится, покачиваясь, игрушечная планета. Добавим увеличения. Планета покрыта облаками, а под ними голубые моря и зелеными островами. Увеличиваем, увеличиваем! Вот появилась точка на одном из островов. Это дом, и в нем живут люди. Они задумываются о бескрайнем космосе вокруг их домика. Задумывается ли Космос о них?

Да. Сияние звезд стало теплом домашнего очага. Бури топографических океанов преобразились в злой стук метели в окно. Астральный путешественник целиком поместился внутри короткого сна о любви. Демон-убийца, крушивший целые миры, спрятался в часы с кукушкой. В этом альбоме Yes увеличил аквариум с рыбками до размера океана, зонтик стал величиной с озоновый слой, беспокойные соседи своими размерами заслонили зло мира. Magnification - микроскоп, нацеленный из космоса на крошечный островок жизни. На этом островке добро и зло ведут такой же беспощадный бой, как во всей вселенной. Потому что сколько ни крути увеличение, увидишь все то же самое.

Magnification поражает органичным звучанием электронных и классических инструментов. Немалая заслуга в этом и йесовцев. На этот раз они выступили как равноценные музыканты в ансамбле со скрипачами и валторнистами. И им пришлось соответственно соизмерять свой звук. Гитара, бас и барабаны звучат сдержанно, гораздо скромнее обычного, давая пространство звука для оркестра. А все вместе получилось хорошо.

Альбом состоит из 10 сравнительно маленьких пьес: ни одна из них не превышает 10 минут. Песенное построение здесь превалирует над свободным квазисимфоническим стилем и сонатной формой, характерными для Yes. В текстах песен эзотерика Yes (фаны придумали термин - йесотерика, хотя он обозначает немного другое), слышна гораздо более отчетливо, чем во многих предыдущих. И в этом своя художественная логика: при более камерном звучании можно позволить себе больше откровенности в словах. Диапазон музыкального колорита широченный - от трагедийного напряжения до почти экстатической радости. Некоторые композиции настолько обнаженно красивы, просто до неприличия, красивы какой-то чувственной красотой. Мне кажется, даже новичок, прослушавший альбом, сохранит в памяти некоторые его чудесные мелодии.

Итак, поехали по порядку.

Magnification
Spirit of Survival
Don't Go
Give Love Each Day
Can You Imagine
We Agree
Soft as a Dove
Dreamtime
In the Presence of
Time is Time
  См. также:
Интервью с Томом Брислином
Интервью с Ларри Группом