Рыцарь гитары

Что нового ни сайте
Что я этим хочу сказать
Ritual
Starship Trooper, Turn of the Century, Siberian Khatru, Close to the Edge
Owner of a Lonely Heart, Heart of the Sunrise, Going for the One, Mood for a Day, On the Silent Wings Of Freedom
MAGNIFICATION album
The Ancient
Survival, Every Little Thing, The Clap, Don't Kill the Whale, Circus of Heaven, The Fish
Mind Drive
The Gates of Delirium
Tales from Topographic Oceans
О хард-роке в музыке Yes
Astral Traveller, Time and a Word, South Side, Parallels и др.
Olias of Sunhillow
О группе и о музыкантах, интервью, факты
Художественные работы, связанные с Yes
Статьи разных авторов
Переводы лирики
Моя коллекция Yes
Правдивые истории о Yes
По йесовским местам
?????????

Первым делом хочу отослать читателя к отличному историческому обзору Дмитрия Эпштейна о Стиве Хау. Там прослеживается вся его творческая биография, так что добавить к этим фактам почти нечего. Попробуем, однако, разбавить сухие факты некоторыми подробностями, суждениями и музыкальными фрагментами.

Стив Хау - из тех музыкантов, к имени которых принято добавлять титул "виртуоз" - что называется, широко известный в узких кругах мастер гитары. Вернее сказать - "мастер гитар", поскольку наверно нет на свете ни одного струнно-щипкового инструмента, на котором не играл бы Стив Хау.

Влюбленность в гитару пришла к Стиву в том возрасте, когда полагается влюбляться в первый раз. В 12 лет ему подарили гитару к Рождеству. По собственному его признанию, он еще не умел сыграть на ней ни одной ноты, но обожал брать ее в руки и торчать у окна по вечерам, чтобы идущие после работы люди видели его с гитарой. Так мальчишка гордится своей первой возлюбленной, прогуливаясь с нею на зависть зевакам. Надо полагать, гитара ответила Стиву взаимностью. Любовь с первого взгляда оказалась на всю жизнь.

"Стив Хау? Это тот гитарист, который держит гитару, как ребенка." Такая спецификация имеет хождение среди меломанов. Да, он держит гитару бережно, как младенца. Немыслимо вообразить, что Стив в ажиотаже разбивает свою гитару, или поджигает, или учиняет другой вид убийства, как это бывало принято у некоторых "звезд" - что, по-видимому, должно символизировать сверхмузыкальные возможности. Дескать, могу играть, но вообще-то я - того... вершу жизнь и смерть. Стив не нуждается в таких туповатых приемах, чтобы внушить к себе почтение. Стоит ему взять в руки гитару, как начинается чудо.


Steve and Baby
работа Александры Люмен

Стив пришел в Yes в 1970 году, и вот как это было.

После выпуска в марте 1970 пластинки TIME AND A WORD настроение в группе упало. Альбом был записан с оркестром, но невзирая на красочность композиций и техничность исполнения, а также благосклонные отзывы критики, первые продажи принесли разочарование. Во время записи альбома возникли серьезные трения с гитаристом Питером Бэнксом. Питер не одобрял использования оркестра, который, по его мнению, превращал пятерых рок-музыкантов в свой придаток. В свою очередь, такое отношение вызвало недовольство продюсера альбома Тони Колтона. Тони вообще не был в восторге от игры Питера и постоянно пытался заставить его играть в стиле Джимми Пейджа. Питер и Тони шипели друг на друга, а однажды Питер в гневе запустил в продюсера риккенбакером и пригрозил уйти из группы.

Параллельно с этими неприятностями появилось напряжение в отношениях группы с менеджером Роем Флинном. К этому же времени относится приход в группу звукоинженера Эдди Оффорда, которому в дальнейшем было суждено сыграть огромную роль в судьбе Yes - в качестве инженера, менеджера и просто тренера команды.

Тем временем в Америке дела шли удручающе плохо. Компания Atlantic Records была готова отказаться от Yes в связи с мизерным уровнем продаж. Группа отыграла несколько концертов с оркестром в Лондоне, которые Питер оценил как полное бедствие, остальные - немногим лучше. Ситуация была такова, что нужно было немедленно что-то делать, чтобы не пойти ко дну. Противоречия внутри группы мешали принятию решений. По-видимому, было необходимо кардинально перестроиться: избавиться от внутренних разногласий и сменить менеджмент. Решением Йона и Криса стало увольнение Питера Бэнкса и Роя Флинна. Роя теперь мог отчасти заменить Эдди, а гитариста предстояло найти такого, который бы разделил идеи группы и заменил Питера без ущерба качеству игры.

В качестве менеджера Yes Рой заявил об уходе Питера из группы и об отмене всех концертов вплоть до приема нового гитариста. Вслед за этим был уволен и он сам. Для Питера и Роя это было болезненным событием. Питер был обижен не только за свою довольно грубо исполненную отставку, но и за то, что в последующих изданиях TIME AND A WORD его партии почти повыбрасывали из записей. Мало того, вместо него на обложке был помещен не имеющий отношения к записи альбома Стив Хау! Оказавшись за бортом, два товарища по несчастью продолжили отношения между собой. Рой поддерживал Питера вплоть до образования его группы Flash. В последующие год-два он эпизодически участвовал в делах Yes, но потом полностью покончил с профессией музыкального менеджера, сохранив обиду на Yes. В частности, больно уколола Роя издевательская песня Five Percent for Nothing ("Пять процентов ни за что") с альбома FRAGILE, намекающая на "полезность" его работы. Увы, жесток этот мир!

Таким был первый драматический эпизод в череде обновлений состава Yes на протяжении их 35-летнего пути. После этой хирургической операции на самой себе, группа устами Криса Сквайра пригласила к себе довольно известного уже и отыгравшего в нескольких командах гитариста Стива Хау. Крис позвонил ему и нахально наврал, что у группы куча денег и возможностей покупать оборудование. Как ни странно, Стив, в это время перебивавшийся сессиями и отвергший разные заманчивые предложения (в том числе и от Jethro Tull), клюнул на крючок Криса, хотя ничего не знал о Yes. Репетиции начались с песен альбома TIME AND A WORD, где Стиву необходимо было освоить партии Питера Бэнкса. Вспоминает Стив:

Предложение было заманчивым в смысле денег и перспектив, но на деле все выглядело иначе. Денег не было. Они обещали все, а не было ничего! И музыкально для меня не было ничего нового по сравнению с тем, что я делал в Bodast, Tomorrow, The In Crowd и The Syndicats. Но я думаю... не знаю... была в этом одна особенность: это было мне по душе.

К следующему выпуску TIME AND A WORD обложка пластинки была изменена: обнаженную женскую фигуру убрали как слишком вызывающую для американской публики, а поместили фотографию пятерых музыкантов, в том числе и Стива. В отличие от других, Стив высоко оценивал эту работу и, в частности, участие Питера в ней. Стив:

Должен сказать, TIME AND A WORD - потрясающий альбом. Прежде, чем я пришел в группу, они нашли свой путь, свои правила, свое пространство. Возьмите такие мелодии, как Astral Traveller и No Experience Needed. Когда я слушаю их сейчас, я слышу практически все, что я сделал в Yes! Питер Бэнкс помог им найти себя и объединиться, я лишь перенял эту манеру. Сейчас я понимаю, до какой степени он был одарен, находчив и изобретателен. Конечно, когда я пришел я не думал много о нем, я был сосредоточен на своих идеях. Но все началось именно с Питера.

Конечно, для большинства фанов гитарная часть Yes ассоциируется прежде всего со Стивом Хау. Стив быстро "подхватил" пьесы TIME AND A WORD, и группа продолжила туры с его участием. Однако, заметный успех пришел к Yes с выпуском следующей пластинки - THE YES ALBUM. О группе заговорили все. Тот факт, что выход Yes на большую орбиту совпал с присоединением Стива, говорит сам за себя.

Второе "гитарное лицо" группы, о котором невозможно умолчать в гитарной теме - это, безусловно, Тревор Рэбин. Энергичный, виртуозный исполнитель, главный автор композиций 80-х и первой половины 90-х годов. Армия фанов довольно отчетливо делится на два лагеря: первые, "истинные" обожают Стива Хау и творчество группы 70-х, вторые, "пришлые" признают лишь 80-е годы, прошедшие под знаменем Тревора Рэбина - именно на этот период пришелся наиболее широкий успех группы. Ну что тут сказать. Если успех считать показателем уровня музыки, то правы вторые. Но ведь не успехом единым жива музыка.

Поставив мысленно рядом Стива и Тревора, трудно найти между ними хоть какое-то сходство. Сексапильный Тревор с его мощной "подачей", довольно сильным вокалом, бьющей ключом энергией звука. И интеллигентный, предельно скромный Стив, углубленный в себя так, что, кажется, не замечает ничего вокруг. Как говорится, вода и камень, стихи и проза, лед и пламень...

Неудивительно, что в работе два гитариста не сошлись, хотя группа в 91-92 гг. отыграла изумительный, на мой взгляд, тур UNION, в котором две манеры игры, две крайности великолепно дополняли друг друга. По свидетельству наблюдателей, оба гитариста в основном стояли в разных концах сцены, глядели друг на друга буками, время от времени препираясь кому какую партию играть. Ведь тур включал в себя и старые и новые пьесы.

Замещение в 1983 году Стива Тревором Рэбином, как пишут некоторые специалисты, явилось вливанием свежей крови, дало группе сильный толчок в будущее. На мой же взгляд, никакого толчка не было, а было изменение направления в сторону песенного жанра. Я думаю, благодаря сильнейшему влиянию Тревора, Yes на этом этапе просто обогатился опытом на новом поприще, так сказать, попробовал сыграть на другом поле и для другой аудитории. И эта проба растянулась на полтора десятка лет. Насколько это было удачным (в музыкальном, а не в коммерческом смысле) - тут мнения самые разные. Как сказано выше, часть фанов категорически не признает этот период творчества, считая его правопопсовым оппортунизмом, другая часть наборот полагает все предыдущее леворадикальной детской болезнью. Я считаю, что альбомы периода Тревора Рэбина действительно страдают запрограммированностью, где твердая рука продюсера чувствуется в каждой песне. Однако, концертные туры тех времен - это блеск и волшебство, это Yes во всем могуществе своего сценического мастерства. Возьмем для примера концертный отрывок композиции фрагмент mp3Endless Dream, которая на студийном диске такая гладкая и дозированная, как будто ее готовили для выставки достижений народного хозяйства. Несмотря на плохонькое качество бутлежной записи, очевидно (вернее, ушеслышно), что на концерте Тревор разворачивал возможности свои и группы на всю панораму, как и полагается в роке.

И все-таки таких классных гитаристов, как Тревор Рэбин можно найти еще, а Стив Хау - уникум. Почему? По-видимому, потому что Тревор играет в жестко заданной манере, в то время, как Стив - универсал. Музыкальный набор Тревора довольно легко просматривается, набор Стива кажется бескрайним. Тревор поражает публику мощью прямого напора, Стив - фантазией и многомерностью. Тревор - водопад звука, Стив - множество ручейков, в сумме равных водопаду. Тревор - удар молнии и тропический ливень, Стив - шум леса и дождь. Тревор - солнце, Стив - звездное небо.

Вернемся в конец 1970 года. После выхода второго альбома положение, как сказано выше, стало критическим. Три года совместной работы очевидно талантливых музыкантов, и никакого успеха! Три года - срок, за который группа должна либо достичь результата, либо распасться. Билл Бруфорд вспоминает:

Это было очень гнетущее время. К тому времени, как мы начали репетировать THE YES ALBUM, у нас оставались последние 15 фунтов. Каждый думал, что группа может прекратить существование. Нам приходилось просто выживать. Мы все еще были в неизвестности, хотя все говорили, что нам суждена известность.

Ко всем проблемам добавилась еще одна: Тони Кэй опять умудрился сломать ногу, а это в свою очередь ломало концертные планы. Так, с "костяной ногой", он и остался запечатлен на обложке THE YES ALBUM. В любой момент мог последовать разрыв с Atlantic Records. Так наверно и произошло бы, и Yes, возможно, ожидал бы конец, если бы не глава британского отдела Atlantic Фил Карсон, который был близким к группе человеком. Впоследствии стало известно, что Фил просто задержал уведомление об отказе, который последовал почти сразу после выхода TIME AMD A WORD! Йон так выразился о тех днях:

Мы взяли Стива после того, как убедились, что он сумасшедший. Нужно было быть сумасшедшим, чтобы прийти к нам.

Итак, в мае 1970 было официально объявлено об уходе Питера Бэнкса, немногим позже пришел Стив. Летом группа удалилась в Девон, где на ферме принялась репетировать новый альбом. Спустя 30 лет Йон вспоминает:

Мы были очень захвачены работой над третьим альбомом. Просто взять и уехать из города, быть группой музыкантов и работать над музыкой. Мы были счастливы в те дни, мы были отделены от фирмы звукозаписи. Они ссудили нам денег для создания альбома и выразились очень ясно: "делайте что хотите и приходите с готовым альбомом". Это было подходящее начало, потому что мы толком не знали, что собираемся делать. Мы пробовали множество новых идей. И мы знали, что мы слишком молоды, чтобы быть поп-звездами, а может слишком стары. Мы чувствовали: надо делать хорошую музыку - и тогда все будет в порядке!

Воистину, человеческая память оставляет себе только хорошее! Было решено, что альбом будет продюсировать группа совместно с Эдди Оффордом. Для Эдди это была первая продюсерская работа, а для группы - первые опыты с таким сильным музыкантом, как Стив. Стив отлично сошелся с Биллом Бруфордом: и тот и другой терпеть не могли стандартные ходы в музыке и норовили сделать все "не как у людей". Музыку записывали прямо по ходу сочинения. Сначала делали скелетный набросок из баса, барабанов и черновой гитары, а дальше пробовали разные способы продолжения музыкальной идеи. Эдди так описывает этот процесс:

Ребята были очень озабочены тем, чтобы каждый их такт был самим совершенством, и к тому же часть музыки еще не была написана, она писалась прямо в студии. Песни довольно длинные, но они записывались 30-секундными секциями, так что каждая секция была на вес золота. А разучивать песню вживую начинали только после того, как она была полностью записана и смикширована. Это все было очень экспериментально...
Их сессии были долгими, очень долгими. На базовые дорожки записывали, как правило, бас и барабаны, возможно, ведущую гитару, без клавиш. Крис очень следил за точностью, чтобы каждый удар барабана и бас укладывались точно в ритм. Билла это иногда доводило до бешенства. Он хотел больше свободы в игре. Одна минута музыки обходилась в несколько часов экспериментирования. Сессии могли начаться в 2 часа дня, а закончиться в 2 или 3 ночи...

Немало сил потребовали и вокальные упражнения. Йон хотел, чтобы группа была безупречна во всех отношениях, в том числе и в многоголосии, в то время, как профессионально петь умел один он. Крис в силу предыдущих упражнений в церковном хоре был еще туда-сюда, а Стив, по словам Эдди, просто резал уши. Спевки, проходящие под критическим надзором Эдди, и последующее живое исполнение дали необходимый опыт и уверенность в своих силах по части вокала. В последствии Эдди был законно горд успехом своей работы.

К осени группа опять приступила к концертам, но на этот раз в программу входили новые композиции: Yours is No Disgrace, Perpetual Change и знаменитый стивов The Clap, кстати, написанный Стивом примерно за год до присоединения к Yes. В последовавших отзывах уже были слышны взвизги восхищения

После изменений в группе некоторые фаны опасались, что группа может потерять свое лицо. Но подобного не случилось Со Стивом Хау они достигли нового пика. Гитарист просто "украл шоу" своим сольным номером Clap! Он использовал широчайший набор музыкальных интонаций, в том числе кантри, и исполнил это в таком темпе и так уверенно, что сорвал настоящую овацию. Второе шоу было еще лучше. Открывшись композицией Astral Traveller, оно продолжилось прекрасной новой вещью Андерсона Yours Is No Disgrace. Была исполнена All Good People с мандолиной Стива и хором Андерсона, Хау и Сквайра. Крис Сквайр и Стив разыграли невиданное состязание, в котором Крис продемонстрировал, что бас-гитара может быть великолепным солирующим инструментом. Вершиной шоу стала потрясающая аранжировка песни Саймона и Гарфункеля America. Билл Бруфорд на протяжении всего концерта звучал, как твердыня барабанов.

THE YES ALBUM вышел в январе 1971 года и занял 6-е место в британском чарте. Одновременно Yes впервые попала в американские чарты под номером 40. Осень 1970 и зиму 1971 группа давала концерты в Европе. Итогом всех усилий 1970 года стали прием нового менеджера Брайана Лейна, который затем многие годы успешно работал с Yes, обзаведение деньгами и собственной, достаточно мощной и подходящей для больших концертов аппаратурой, приобретение имени, хоть пока еще скромного, но уже мирового. И конечно главное приобретение - мистер Стив Хау, который стал с этого времени неразрывно ассоциироваться с Yes.

Сольные номера Стива на акустической гитаре быстро стали традицией, чем-то вроде спектакля внутри спектакля. Меркнет свет на сцене, стихают аплодисменты и в пятно прожектора выступает Маэстро со своей гитарой, прямо как Орфей с лирой. Его взгляд то направлен на гриф, то устремляется поверх голов сидящих в зале, и обратно на гриф, как будто он ловит далекую, одному ему слышную мелодию и передает ее всем. Длинные, "паучьи" пальцы летают по струнам без усилий. Я помню, как на московском концерте фешенебельная публика Кремлевского Дворца ерзала на стульях, оглушенная вступительной Close to the Edge и не вполне понимающая, куда она попала. Но все примерзли к местам, когда заиграл Стив. И после того, как он кончил, после бурной овации уже никто не вертел головой в сторону выхода. Все поняли, куда попали.

фрагмент mp3Наиболее часто Стив исполняет Mood for the Day или Clap, но иногда выбирает что-то другое из широченного репертуара своих сольников или переложений. Вот так Стив играет одну из своих любимых вещей - Classical Gas Мейсона Вильямса. Запись одного из концертов тура YesSymphonic.

фрагмент mp3
А вот его собственная композиция In the Course of the Day, исполненная на концерте тура 2003 года.

Стив поет третим вокалом в ансамбле. Как сказано выше, голосом он значительно уступает коллеге Тревору Рэбину. Тем не менее, Стив не может отказать фрагмент mp3себе в удовольствии попеть: иногда поет на своих сольниках, а изредка и на концертах. Фаны охотно прощают гитаристу глуховатость и неровность голоса: ведь на любимом лице и морщинки любимые. На этом фрагменте концертной записи тура UNION Стив играет и поет свою сольную вещь All's a Chord.

Партик Мораз говорит:

У него огромный талант, работоспособность, множество идей, прекрасная фантазия, и пропасть гитар. У него столько гитар! Я все хотел у него спросить: "Зачем тебе столько гитар? Все равно звучит только последняя!"...
Стив очень сексуален. Мне нравятся женщины, но я могу уверенно сказать, что он очень сексуален на сцене, прямо как животное. Он невероятно заполняет собой сцену.

Последнее звучит странно. Вроде поклонницы никогда на Стива не бросались. Но он действительно обаятелен, и это обаяние джентльмена. Худое породистоефрагмент mp3 лицо, полное внимание к инструменту и ноль внимания публике, изящное исполнение сольных пьес и сдержанные поклоны под овацию зала. Стив куда больше напоминает признанного маэстро-классика, чем рок-звезду. Здесь представлен фрагмент сольного исполнения Баха с видеозаписи концерта тура YesSymphonic. Слушаешь и видишь медленную воду каналов, отражающую невысокое солнце, каменные мостовые и стены, готические крыши, плавный менуэт европейской городской жизни 17 века.

фрагмент mp3 Еще одна нечасто исполняемая композиция - Diary of a Man Who Vanished. Сыграна на концерте в Будапеште в туре Open Your Eyes.

Вот о гитарах Стива ходят легенды, говорят, у него их около двухсот. Во всяком случае, на концертах на левом боку сцены красуются десятка полтора гитар, которые Стив меняет по ходу действа. Если он не успевает сменить гитару, то ассистент заранее водружает требуемый инструмент на специальную стойку, и Стив играет на ней, не снимая другую с шеи. Но любимая гитара Стива, как известно - это Gibson ES 175. Вот такая:

А вот он на ней играет, видать что-то трудное - вон как сморщился:

Отдельного раздела достойна игра Стива на инструменте, называемом pedal steel guitar. Как бы поточнее его описать. Это такой станок, на котором горизонтально расположены несколько грифов, снизу педали, с боков какие-то рычаги. В общем, кто видел, тот поймет, о чем речь, а кто не видел, тому не объяснишь... фрагмент mp3И эта штуковина под руками Хау издает фантастически красивый звук, который всякий слышал в Soon или финале And You and I. Проиллюстрируем этот инструмент фрагментом Soon с концерта тура Tormato. Хотя, конечно, pedal steel guitar можно услышать в очень многих композициях Yes.

Все-таки кто Стив Хау - рок-гитарист или не рок? С его интровертной манерой выступлений, с его гранью света и тени, с неброскими акустическими композициями и монашеским равнодушием к аплодисментам? Спросить бы у самого Стива. Как-то раз он сказал:

Однажды Пол Мак-Картни сказал: "У гитариста должны быть риффы!" Я совершенно согласен, это правда. И у меня всегда есть риффы.

Хорошо, что старина Пол дал такое руководящее указание, а то бы Стив, кажется, растекся на сотни арпеджий и мелизмов. А так все-таки старается держаться в русле рока, хотя его постоянно выплескивает в стороны на классику, кантри и фолк. Интересным моментом является исполнение двумя гитаристами - Стивом и Тревором - партий друг друга. Тревору приходилось много играть из репертуара Стива, и надо отдать ему должное - он очень старался сыграть как надо, воспроизвести и акустическое камерное обаяние своего предшественника и даже волнообразный звук pedal steel guitar на своей электрогитаре. Когда произошло обратное замещение Тревора Стивом, и ему иногда доводилось играть солирующие партии Тревора. И Стив, видимо, тоже старался воспроизвести мощь звучания Тревора, хотя мощь в понимании Стива это не совсем то, что у Тревора. фрагмент mp3Вот, например, кака Стив играет ведущую гитарную партию из Rythm of Love на концерте 1998 года (правда, там еще Билли Шервуд подыгрывает). Кто не услышит в этой импровизации мелодию в то время еще не написанной композиции New Languages, эту китайскую пентатонику - тому двойка по йесоведению! Фолк - он в Китае тоже фолк. За клавишами здесь, кстати, Игорь Хорошев - очень неплохо вписывается.

В заключение этой длинноватой характеристики Стива Хау приведу несколько высказываний о нем. Йон Андерсон:

Приход к нам Стива сделал группу более музыкальной. Наше музыкальное поле расширилось. Он принес с собой оттенок барокко и классические мотивы. Стив может моментально переходить от одного к другому, удивительно талантливый человек. Я с ним быстро сблизился. Когда мы пишем вместе, музыка у нас получается без усилий.

Билл Бруфорд:

Он изменил группу, когда пришел. Я обычно принимаю гитаристов как должное, но это не относится к Стиву. Он действительно хорош.

Тревор Хорн:

Стив - один из самых простых, ярких и симпатичных людей, с которыми мне приходилось встречаться.

Эдди Эффорд:

Стив мне немного напоминает скаковую лошадь: скажи ему "бу!" - и он прыгнет. Он живет в своем тихом мире - любит стушеваться, скрыться, иногда нервозно воспринимает внешние раздражители... трудно это описать. Но какой феноменальный гитарист!

Крис Сквайр:

Стив не меняется, все такой же. По-прежнему в мире гитар и, кажется, вот-вот скажет: "Как! Разве еще кто-то играет?"

Рик Уэйкман (в период отсутствия Стива в Yes):

Невероятно талантливый гитарист. Возможно, меня поколотят за то, что я скажу... Стив слишком хорош для Asia!

Мастерство
Интервью со Стивом Хау - 2001
Интервью со Стивом Хау - 2002
Steve Howe - статья Д. Эпштейна