История о зеленом басе

Что нового ни сайте
Что я этим хочу сказать
Ritual
Starship Trooper, Turn of the Century, Siberian Khatru, Close to the Edge
Owner of a Lonely Heart, Heart of the Sunrise, Going for the One, Mood for a Day, On the Silent Wings Of Freedom
MAGNIFICATION album
The Ancient
Survival, Every Little Thing, The Clap, Don't Kill the Whale, Circus of Heaven, The Fish
Mind Drive
The Gates of Delirium
Tales from Topographic Oceans
О хард-роке в музыке Yes
Astral Traveller, Time and a Word, South Side, Parallels и др.
Olias of Sunhillow
О группе и о музыкантах, интервью, факты
Художественные работы, связанные с Yes
Статьи разных авторов
Переводы лирики
Моя коллекция Yes
Правдивые истории о Yes
По йесовским местам
?????????

Статья была опубликована в бостонском музыкальном журнале. Огромное спасибо Валерию из Пятигорска, приславшему фотокопию статьи и помогшему с переводом.

Много лет Джим Мурадян (Jim Mouradian) с сыновьями известен на Бостонской музыкальной сцене тем, что обслуживает музыкантов по части электрогитар. Имея репутацию лучшего мастера в своем деле, Джим чинил и изготавливал гитары для самых знаменитых артистов. Поскольку он проработал в этой сфере почти всю жизнь, его опыт касается не только технических задач, но и любых проблем, которые могут возникнуть в дороге или в студии. Его история - сочетание целеустремленности, музыкального таланта, удачи и трудолюбия. Вот, что говорит Джим о своей карьере гитарных дел мастера.

"Это удивительное стечение обстоятельств. Я был и сейчас остаюсь самым ярым фанатом группы Yes из всех, кого я знаю. Однажды я смастерил полотнище примерно 7 на 10 футов, что-то вроде огромного лого Yes. Его называли облачным лого. Я связался с ребятами из Boston Soundcheck Magazine, чтобы попытаться передать эту простыню группе. Я вообще-то думал, они скажут что-нибудь вроде "довольно миленько", и этим дело кончится. Но, как оказалось, они и впрямь оценили мое творчество высоко - в течение последующих 2 лет они заказали еще 4 таких штуковины для разных целей. А одно из заданий было сделать задник для сцены в их концертном турне Relayer tour! Так что я провел 10 дней вместе с ними, мы близко познакомились и стали друзьями.

Как-то раз я показал Крису Сквайру свой рисунок бас-гитары, а он тогда не знал, что на самом деле я в этом не разбираюсь. Он говорит: "Класс. Сделай мне такую зеленого цвета и с моими инициалами!" А я тогда всего-то умел поставить другой набор тюнеров или сменить струны для одного моего приятеля, который боялся сам это сделать. И вот Крис попросил меня смастерить ему бас-гитару, а я понятия не имел, как за это взяться. Но я решил, что должен это сделать, да мне и самому хотелось, потому что Крис был моим героем. Поэтому я взял отпуск в своем семейном бизнесе и купил пилу фирмы SABER. Затем шлифовал, шкурил, долбил и придавал всему этому форму. Я уговорил одного друга, который работал в механической мастерской, сделать мне гриф. Потому что тогда я не знал, что есть фирмы, где можно купить готовый. Дальше я шел по неизведанному пути, каждый раз прокладывая себе маршрут. Например когда пришло время делать углубления под звукосниматели, я купил фрезерный станок и практиковался на бросовом дереве. Я экспериментировал с деревянными досками пока не понял, что у меня что-то получается. И вот наконец я принес ему этот бас. Он сказал, что если не считать белого Рикенбакера, который всегда будет его главным басом, этот ему нравится больше всех! Я не мог поверить в это, потому что совершенно не был уверен в том, что сделал.

Немного спустя Крис принялся звонить мне со всех концов света. Он говорил: "Понимаешь, где я ни выступаю, люди спрашивают меня про этот бас. Я даю интервью на радио, и эти тоже спрашивают. Такого еще не было! Когда я играю на твоем зеленом басе, я четко вижу, что люди сморят не мне в глаза, как обычно, а на инструмент. Так что ты это дело так не бросай!". И вот я открыл маленькую мастерскую, а Крис свел меня с людьми, которые помогли мне деньгами. Так вот все и пошло.

Я стал получать заказы отовсюду. Часть из них вообще профукал. Мне звонили Geddy Lee, Eddie Van Halen, все известные группы, Quarterflash, Pat Benatar, Cinderella и так далее. И все они просили сделать им бас-гитары, потому что они были яркими, бросающимися в глаза. Дело в том, что бас как он был, так и остается джазовым басом, если не обращать внимания на то, как он смотрится. Он может быть оформлен по-разному, чуть меньше, чуть более обтекаемый, но все равно он сработан очень эргономично. Он удобен для стояния, удобен для сидения. Аудитория видит что-то необычайное или вызывающее, а музыкант чувствует привычный инструмент.

Я обнаружил, что если гитара правильно отрегулирована и настроена, вы можете забыть про нее. Она не отвлекает ваше внимание, когда вам надо щелкнуть переключателем или что-то повернуть, она просто отзывается так, как вы ожидаете. Когда нужно "перегнуть" ноту, вам не надо думать, что этот соль-диез у меня барахлит или эта струна у меня не впорядке. Такие вещи мешают свободной импровизации, так как постоянно держат внимание на этом электро-механическом устройстве. Моя цель делать именно такие инстументы."

Крис Сквайр с зеленым басом

Мастерство
Крис Сквайр
Интервью - 1995
Интервью - 1998