Интервью с Крисом Сквайром, январь 1998.

Что нового ни сайте
Что я этим хочу сказать
Ritual
Starship Trooper, Turn of the Century, Siberian Khatru, Close to the Edge
Owner of a Lonely Heart, Heart of the Sunrise, Going for the One, Mood for a Day, On the Silent Wings Of Freedom
MAGNIFICATION album
The Ancient
Survival, Every Little Thing, The Clap, Don't Kill the Whale, Circus of Heaven, The Fish
Mind Drive
The Gates of Delirium
Tales from Topographic Oceans
О хард-роке в музыке Yes
Astral Traveller, Time and a Word, South Side, Parallels и др.
Olias of Sunhillow
О группе и о музыкантах, интервью, факты
Художественные работы, связанные с Yes
Статьи разных авторов
Переводы лирики
Моя коллекция Yes
Правдивые истории о Yes
По йесовским местам
?????????

(http://www.guitar.ru/interview/yes/index.html)
опубликовано с разрешения guitar.ru

YES: Искусство управлять бесконечными переменами
было опубликовано на www.innerviews.org

(От автора сайта. Вступление грешит некоторыми перехлестами. Так, альбом ABWH был встречен поклонниками Yes с большим энтузиазмом, и продажи его вовсе не были мизерными, как пишет автор, а составили около 700 тысяч. UNION был действительно оценен крайне негативно, но прежде всего самим йесовцами, в то время, как публика приняла его довольно благосклонно, а тур UNION - и вовсе восторженно. И уж конечно, тур TALK не проходил в полупустых залах. Однако, я решил оставить авторское вступление из соображений плюрализма, который, как мне показалось, в данном случае проявляется как взгляд репортера от музыкальной индустрии на арт-рок.)

Сюрреализм, символизм и абстрактный экспрессионизм - лишь некоторые из направлений, возникающих в сознании во время прогулки по кварталу художников Гири Стрит (Geary Street) в Сан-Франциско. Как правило, работы художника подпадают под какую-то одну категорию, но в картинах Роджера Дина (Roger Dean) можно найти элементы всех художественных стилей. Этот человек оформлял альбомы Yes на протяжении всей тридцатилетней истории группы, играющей прогрессивный рок. Калейдоскопические пейзажи, явившиеся плодом его фантазии и включающие "жидкие скалы", "плывущие острова", "магнитные бури" и инопланетную архитектуру несомненно являются самыми узнаваемыми работами поп-культуры XX столетия.

В этот зимний день Дин устраивает частную выставку для покупателей и журналистов в здании Биржи Искусств Сан-Франциско (San Francisco Art Exchange). Это событие придает новое значение арт-року, абсолютно сфокусировав его на созданных для Yes образах. Седые волосы, черный жилет, кеды и беличьи повадки в общении с публикой. Он напоминает автопортреты Энди Уорхола (Andy Warhol).

Несколько десятков приглашенных хорошо одеты, но, тем не менее, не боятся приближаться к виновнику торжества. Дин терпеливо подписывает обложки дисков, приглашения и просто листки бумаги. При этом его отстраненное поведение говорит о том, что он предпочел бы, чтобы посетители купили одну из его работ из серии Tales From Topographic Oceans или логотипы Yes соответственно по цене $1450 и $950. Ну а для тех поклонников, у которых уже есть полная коллекция, на выставке представлены оригинальные работы для альбомов Drama, Yesterdays и Classic Yes с ценниками, начиная от $130,000. Наименее состоятельные могут приобрести сделанные на ходу наброски Дина за какие-то смешные $750.

Несмотря на коммерческий императив этого предприятия, трудно остаться равнодушным перед сказочными полотнами, известными нам по обложкам грандиозных классических альбомов. Неважно, кажутся ли они вам чересчур кричащими или восхитительно яркими. Равнодушным остаться невозможно. Но спустя несколько часов осмотра, фуршета и болтовни с Дином у присутствующих остается лишь один вопрос: "А где, собственно, группа?".

Сегодняшнее событие подгадывалось к началу гастролей Yes по Калифорнийскому побережью (тур Open Your Eyes). Группа выступит с четырьмя концертами в небольших театрах, включая The Warfield, расположенный в нескольких кварталах отсюда. Избранной публике было обещано появление группы на этой презентации, отказаться от которого вряд ли уместно. Спустя час после назначенного времени, Yes тихо материализовались.

Нынешний состав группы - вокалист Ян Андерсон (Jon Anderson), гитарист Стив Хоу (Steve Howe), вокалист/гитарист Билли Шервуд (Billy Sherwood) и басист Крис Сквайр (Chris Squire) - поболтали десять минут с присутствующими. Защелкали камеры. Музыканты собрались перед полотном Дина размером 10 на 9 футов, чтобы сделать роскошное фото. Внезапно Хоу заметил, что это - обложка альбома Anderson Bruford Wakeman Howe [ABWH]. Остальные трое тоже застыли, разглядывая картину. Вероятно, им вспомнился абсолютный хаос, вызванный созданием в 1989 году этого обломка Yes рассерженным Андерсоном.

ABWH представлял собой неудачную попытку мальчика-хориста выдать свои поп-симпатии и состав 80-х годов за эпический прогрессивный рок и атмосферу 70-х. Кроме того, Андерсон попытался использовать оригинальное имя Yes в этой работе. Но он был вовремя блокирован юристами Сквайра, который и сам в то время собирался воссоздать свою версию группы. Проект ABWH завершился выпуском довольно привлекательного и недооцененного альбома с одноименным названием. Но бесталанная работа студии и несколько маркетинговых ошибок вылились в весьма скудные продажи. Кроме того, название вызвало крайнее замешательство среди покупателей: «Это Yes или новая бухгалтерская фирма?»

Чувствуя себя неуютно перед полотном ABWH, Хоу съязвил: «Это из другой эры, ребята!» и вся группа переместилась к другой работе. Устроившись перед новым пейзажем, он стал выкрикивать с облегчением: «Правда мы превосходны? Правда мы замечательны?» Одобрительные выкрики вознаградили этот риторический вопрос.

Прошедшие годы были полны политической риторики для Yes. Явный перебор наступил в 1991 году, когда раздоры Yes-ABWH попытались загладить злополучным альбомом и туром Union. Взмахом волшебной палочки фирмы грамзаписи и менеджеров для работы над Union вместе были собраны экс- и нынешние участники Yes: Андерсон, Хоу, Уайт (White), ударник Билл Брафорд (Bill Bruford), гитарист/вокалист Тревол Рабин (Trevor Rabin) и клавишники Рик Вейкман (Rick Wakeman) и Тони Кей (Tony Kaye). В результате вышел абсолютно провальный альбом, состоявший из обрывков, записанных разными составами, сессионными музыкантами и приглашенными продюсерами в такой манере, что тошнит даже доктора Франкенштейна.

Повсеместно обруганный как самими музыкантами, так и поклонниками и прессой, казалось, что Union - это лебединая песня Yes. Но в 1994 году, избавившись от заговорщиков в лице Брафорда, Вейкмана и Хоу, был выпущен новый альбом - Talk. Сказать, что Talk принимали плохо, будет очень сдержанной оценкой. Рекордно низкие продажи, полупустые залы и апатия, поразившая группу, очень скоро привели к распаду этого состава. Рабин вернулся к более прибыльной работе над музыкой к кино. Кей обратился к карьере менеджера. Но каким-то чудом группа не развалилась окончательно.

В 1996 Yes вновь возрождается. На этот раз Андерсон, Хоу, Сквайр, Вейкман и Уайт три вечера выходят на сцену Сан-Луиз Обиспо, Калифорния, чтобы играть исключительно материал любимых всеми 70-х. В результате выходит хорошо принятый концертный альбом Keys To Ascension, на котором есть и две новые студийные записи. Объявленные планы сохранить этот состав и поработать в направлении более прогрессивной музыки были восприняты как знак возрождения Yes из трясины бесконечных дрязг и готовности создавать новую музыку.

К досаде остальных музыкантов в 1997 году Рик Вейкман решил уйти после завершения работы над Keys To Ascension 2 - двойным альбомом, содержащим как концертные записи, так и новый студийный материал в ретро-стиле 70-х. И вновь Yes отказывается быть похороненным и рекрутирует продюсера и автора некоторых песен Yes Билли Шервуда (Billy Sherwood) и клавишника Игоря Хорошева (Igor Khoroshev). Новый состав быстренько записывает Open Your Eyes, поп-ориентированный альбом, абсолютно контрастирующий с эпическими композициями на Keys 2. Мелодичные композиции радиоформата Open Your Eyes ясно говорят о желании добиться широкого успеха. Оба альбома увидели свет в ноябре 1997 года.

Шервуд явно занервничал, когда я спросил его о бесконечных заговорах в недрах Yes. Ведь однажды в 1989 году, когда Андерсон собрал ABWH, его объявляли достойным для группы вокалистом. Кроме того, Шервуд играл вторым гитаристом и клавишником в ходе турне Talk. Он очень рад наконец поменять клеймо «вечного жениха» на статус полноценного участника группы. Но следы нерешительности остались. «Всё проходило с большим трудом, очень тяжело», - вспоминает он, - «Мои шансы то росли, то падали, вверх-вниз, вверх-вниз. Но в конце-концов они сделали меня официальным участником. И это здорово».

Единственный музыкант, вовлеченный во все инкарнации группы, Сквайр сыграл большую роль в судьбе Шервуда. Они не только пишут песни и участвуют в записях сольных проектов друг друга, но и просто являются близкими друзьями. Но хотя они и разделяют взгляды на музыку, в одежде придерживаются разных стилей. В отличии от Шервуда в щеголеватом свитере с высоким воротом и спортивном пиджаке, Сквайр появился на презентации несколько растрепанным. На нём военно-морская майка с надписью «Сырой Джо» и поверх - расстегнутая бирюзовая спортивная рубашка навыпуск. Его явно напрягает внимание к его внешнему виду, который говорит о том, что он должен быть где-то в другом месте. Неудивительно, что сразу после фотографирования он исчезает обратно в гостиницу.

Сквайр выглядит намного спокойнее, расслабленнее и подвижнее в ходе нашего откровенного разговора о бесконечных изменениях в группе и событиях последних лет.

В промежутке между Big Generator и Keys To Ascension 1 группу здорово лихорадило. Видимо, нынешний состав должен взять на себя обязательства сохранить группу на долгие годы?..

Я очень доволен нынешним составом группы. Думаю, что и все остальные тоже. Именно таким составом мы сможем хорошо поработать в ближайшие годы и войти в новый век. Каждый чувствует себя ответственным за то, чтобы так и было. Я думаю, мы должны быть благодарны Билли Шервуду. Он внес свежий энтузиазм в проект. Последние восемь-девять лет он постоянно находился рядом с группой, и вот теперь он стал членом команды. Он с большим энтузиазмом взялся за дело и вдохновил нас писать новые песни. Он принес новую энергию в группу.

В прошедшие два десятилетия, Yes не очень-то часто выпускал альбомы. А здесь, в 1998 мы вдруг имеем два полных альбома с новым студийным материалом.

Сначала предполагалось, что оба The Keys To Ascension будут чисто концертными. Но потом они [лейбл] попросили нас добавить несколько студийных треков. Так получилось, что у Джона [Андерсона] и у меня было в то время несколько новых композиций и мы записали их для Keys 1. В то же время я вместе с Билли [Шервудом] готовил вещи для моего сольного альбома, который кстати еще незавершен. Некоторые из этих вещей вошли в альбом Open Your Eyes, так часто происходит. Все мы писали вещи для нескольких проектов и когда собрали всё вместе поняли, что у нас достаточно материала. Стив [Хоу] уже тоже имел кое-что и выложил это для общего проекта. Так что было из чего выбирать.

Open Your Eyes и студийные записи на Keys 2 сильно различаются. Open Your Eyes - это развитие звучания группы в 80-х. Keys 2 звучит как возврат в 70-е. Вы хотели понравиться поклонникам из обеих эпох?

Не совсем так. Альбом Keys 2 был изначально концертным, а затем мы решили добавить студийных записей. И не забывайте, что Рик Вейкман играл на обоих альбомах Keys, так что естественно это отразилось и на звуке. Я думаю, было едва осознанное желание вновь сыграть продолжительные композиции, и на каждом из дисков Keys есть по одной такой вещи. Если уж вы хотите поставить штамп на них, то это в самом деле 70-е годы. Но я думаю, что и на Open Your Eyes можно найти отражение более простых вещей, которые мы делали в 70-х. Не забывайте, что мы написали "Roundabout", "Your Move", "All Good People" и еще подобные песни также в 70-х. Поэтому я думаю, что альбом Open Your Eyes объединяет Yes 80-х и тот Yes 70-х, который был до длинных композиций. Open Your Eyes кроме того имеет звук 90-х, так что нам очень нравится этот альбом, и, кажется, люди покупают его, что тоже неплохо.

Штамп '70х безошибочно уместен для Keys 2. Если бы мне сказали, что эти студийные записи из альбома, записанного сразу после Going For The One, я бы без проблем поверил этому.

[смееется] Хм, я знаю. Это правда. Хорошая наблюдательность.

Как получилось, что записи для твоего будущего соло альбома Chemistry появились на Open Your Eyes?

Chemistry был почти записан, когда мы начали работать с новым менеджментом - Left Bank Management. Мы раньше не работали вместе, и они захотели услышать всё, над чем мы работали, включая то, что Билли [Шервуд] и я подготовили для Chemistry. Они сказали: "Здесь есть пара вещей, которые следовало бы записать с Yes; если это сделает Yes, они будут гораздо сильнее слушаться." Так мы взяли "Open Your Eyes" и "Man On The Moon" с моего альбома и поместили их на альбом Yes. Но мой альбом всё еще не завершен. Я уже думаю, что надо его в любом случае выпускать. Пусть даже он содержит другие версии этих двух песен. Может быть, людям понравится, как они звучат. Кроме того, там еще десять других композиций, которые никто ещё не слышал. Сейчас, у альбома нет контракта. Вероятно, я выпущу его под собственным лейблом, который сейчас оформляю вместе с Left Bank.

Не было ли беспокойства по поводу того, что менеджмент участвует в творческих вопросах?

Я очень уважительно отношусь к этим людям из Left Bank. Они уже давно работают и сделали много проектов. Они прекрасно разбираются в бизнесе, и кроме того понимают музыку, что совсем неплохо для нас. Мы очень хорошо вместе обсуждали направления движения и другие вопросы, и до сих пор всё идет очень хорошо. Вот почему вы видите здесь воскрешенную группу - наш бизнес обрел стержень, а это всегда только на пользу.

Но Open Your Eyes и Keys 2 были выпущены на рынок с интервалом в две недели. Не надо быть ветераном музыкального бизнеса, чтобы понять, что это маркетинговая ошибка, когда два ваших альбома конкурируют по продажам и вниманию публики. Взглянув на такое дело, можно задуматься, в самом ли деле ваш бизнес обрел стержень?

В самом деле, это было не очень умно. Мы не хотели, чтобы люди из Cleopatra выпустили Keys 2 в тоже самое время, что и Open Your Eyes. Мы хотели, чтобы они переждали, пока мы сконцентрируемся целиком на гастролях в поддержку Open Your Eyes. Но у нас не было права голоса, а они решили, что пока мы на концертах, будет очень здорово выпустить этот альбом - когда Yes у всех на слуху. Знаете, кому нужны оба альбома - и так купят оба, и теперь мы можем продолжить промоушн Open Your Eyes. Есть и другие песни из Open Your Eyes, которые мы собираемся запустить на радио. "New State Of Mind" - следующий хит для радио. Я думаю, что ещё мы выпустим "No Way We Can Lose" в радиоформате. Таким образом, мы продадим ещё больше дисков Open Your Eyes.

Создается впечатление, что группа больше привязана к Open Your Eyes, чем к Keys 2.

Да, это так. За этим альбомом стоят более четкие планы. Альбом Keys 2 был сделан для английской компании, которая передала сублицензию дистрибьютору в Лонг Бич. Я не думаю, что это те люди, кто будет активно раскручивать альбом. Но всё же я надеюсь на успех и здесь.

Я понял так, что "Mind Drive" из Keys 2 основана на материале, который ты и Алан Уайт готовили вместе с Джимми Пейджем в начале 80-х.

О да, это так [с удивлением]. Кто это вам рассказал?

Ходят слухи, что копии оригинальной версии можно найти на бутлегах Led Zeppelin в Японии.

Да, это была оригинальная версия. Хм-м. Да, звучит очень похоже, за исключением того, что Джимми Пейдж не играл на нашей версии [смеется]. Но я первый написал эту вещь - аккорды и все остальное. Джимми просто сыграл мои аккорды. Я думаю, будет интересно сравнить эти две версии.

Что ты можешь рассказать об этих репетициях?

В 80-е годы был такой период, когда Тревор Хорн [Trevor Horn] и Джефф Даунс [Geoff Downes] играли в Yes. Мы выпустили альбом Drama и давали турне по Америке. В это же время умер Джон Бонэм [John Bonham] - где-то летом 80-го. И когда мы вернулись с гастролей, Джимми [Пейдж] купил себе новый дом в Англии, неподалеку от того места где жил я. Так мы стали соседями и поладили друг с другом. Он какое-то время находился в депресси после смерти Джона Бонэма, и я решил помочь ему вернуться к жизни. Я сказал: "Давай попробуем записать что-нибудь новое". Вот так всё и произошло.

Правда ли, что вы собирались собрать группу вместе с Пейджом и Робертом Плантом и назвать её XYZ, то есть "Ex-Yes и Ex-Zeppelin"?

Да, это так. Должен был играть я, Алан Уайт, Джимми [Пейдж] и Роберт [Плант]. Пейдж и Плант сейчас играют друг с другом, но тогда Роберт был не готов играть вместе. Он чувствовал потерю и хотел идти своим путем. Но, конечно, спустя 18 лет он делает то, что мы могли бы сделать вместе тогда. В то время у Yes был академический отпуск [смеется]. Джефф Даунс и Стив Хоу стартовали с проектом Asia, поэтому Алан и я собирались работать с Джимми и Робертом. Но Роберт так и не уровнял эту формулу. Мы снова занялись реформацией Yes и записали 90125, что, наверное, было самым лучшим результатом этой истории.

Как тебе работалось с Пейджем тогда?

О, совсем не просто [смеется]. Было очень много выпивки, насколько я помню. Хмм, да [смеется и задумывается]. Давайте не будем трогать эту тему?

Можно поспорить, что "Mind Drive" самая сложная композиция, записанная Yes в период после 70-х. В то время, группа могла записать такую длинную композицию как "Close To The Edge" из череды джемов, споров, обрывков записей и счастливых случайностей. Как вы записывали "Mind Drive" в 1997 году?

Джон [Андерсон], я и Алан [Уайт] набросали эту вещь и собрали так, как мы обычно делали с длинными композициями. Мы отыгрывали фрагмент, доводили его до чистового варианта, а затем переходили к следующему фрагменту. После того, как Джон, Алан и я собрали композицию и отрепетировали её, Стив [Хоу] вернулся из Англии и мы снова отправились в студию, где Билли [Шервуд] играл роль продюсера. Затем мы записали вокальные партии, и наконец на три дня приехал [Рик] Вейкман и записал все клавишные партии.

Расскажи, как вышло, что Шервуд стал играть такую заметную роль в группе.

Я вместе с ним пишу песни уже десять лет, вот вам и причина. Но он ещё и прекрасный ударник, басист, певец и гитарист. Это создало ему хорошую репутацию, кроме того, он замечательно работает в студии. Он прекрасный продюсер. Он очень разносторонний парень. Мы выбрали его продюсировать альбом Keys 2 и оттого, что мы так близко работали вместе. Мы решили: «Ты должен быть членом группы».

Твой бас гораздо более заметен на альбомах Keys и Open Your Eyes, чем на Talk или Big Generator.

[смеется] Это звучит здорово, разве не так? Записи 80-х микшировались по-другому. Нравится это или нет, Тревор Рабин имел большое отношение к сведению и инженерной работе. У нас не было единого мнения, как надо сводить записи - просто у него был свой стиль и хотел его попробовать на этой работе. Мне кажется, альбом 90125 был очень хорошо сбалансирован и смикширован, но определенно мы потеряли этот звук, а может манера исполнения изменилась во времена Big Generator и Talk. Я думаю, это Тревор оказал влияние. Мы по-прежнему хорошие приятели, но только слышим мы по-разному.

Некоторые из Yes позднее раскритиковали Talk...

Не такой уж плохой альбом. Просто он был записан особенным образом. Это был наш эксперимент в мире Pro Tools и компьютеров. Альбом получился неорганичным и совсем не похожим на Yes. С другой стороны, мы всегда любили экспериментировать, и это получилось глубокое погружение в мир компьютеров. Тревор [Рабин] много здесь поработал с одним парнем, который был экспертом по компьютерам и работал в компьютерной студии. Он был нашим проводником в этом мире и хотел сделать именно такую музыку. Он всех поправлял в продюсировании, и я сказал "Попробуй сам. Давай, возьми ответственность на себя и сделай всё." И он согласился. Когда слушаешь Talk, альбом в самом деле звучит очень хорошо. Только фактура совсем другая, не yes-овская.

Я был удивлен, когда узнал, что Рабин уходит из группы. Помимо всего прочего, он способствовал возрождению Yes и привел группу к пику успеха. Что произошло?

Просто по окончании тура Talk мы решали, что же мы хотим делать дальше, а Тревор уже начал работать над музыкой к фильмам. Он погрузился в эту работу и она ему нравилась, поэтому мы пришли к соглашению. Он сказал: "Я хочу попробовать этот путь в своей карьере". И я ответил: "Хорошо". В это же время нам предложили записать альбомы Keys вместе с Риком [Вейкманом] и Стивом [Хоу] - в составе 70-х. Это не было ссорой. Это было бизнес-решение, в котором мы руководствовались теми предложениями, которые были на тот момент.

Почему последние шесть альбомов Yes были выпущены шестью разными фирмами?

Мы потеряли пристанище на Atlantic во времена ABWH - их альбом вышел на Arista. Контракт был подписан, когда всё шло к альбому Union - и он тоже вышел на Arista. Atlantic получил какие-то деньги в качестве отступного, и я не был полностью согласен с этими условиями. Но менеджеры посоветовали мне не возражать и убедили в том, что это самый лучший вариант для нашей ситуации. Я решил, что им виднее. Но, оглядываясь назад, можно сказать, что все было как-то нестабильно по сравнению с тем, если бы мы работали с одной фирмой. Потом был Talk, который мы записали на фирме Фила Карсона. Я даже не помню название этой фирмы.

Она называлась Victory.

[смеется] Victory. Это уж точно. Вряд ли подходящее имя для этой фирмы, я вам скажу. На её счету одни поражения. Сейчас у нас хорошая ситуация с Beyond Music. Этот контракт на один альбом, но я полагаю что и следующий выйдет там же. Довольно странно, но материнская компания Tommy Boy специализируется на рэп-музыке [смеется]! Как это объяснить!

Попробуй объяснить!

Я не могу. Это просто бизнес. За ним стоит Tommy Boy, за которой стоит Warner, за которой стоит Time-Warner, которая входит в… и т.д. Таков американский бизнес сегодня.

Некоторые считают, что историю Keys и Open Your Eyes надо просматривать с распада ABWH. Если бы не было ABWH, вряд ли бы Хоу и Вейкман вернулись в группу.

Судя по тому, что я знаю, ABWH был очень несчастливым союзом. Я не сильно интересовался, но мне не кажется, что они были счастливы.

Ты не чувствовал себя обманутым, когда Андерсон объявил о группе?

Да нет, вовсе нет, я был совсем не против. Но мне не очень-то понравилась их музыка. Билл Брафорд играл на электронных ударных - это же смешно, просто глупо.

Но, по существу, проект ABWH навредил Yes. В то время, альбом Big Generator очень хорошо продавался.

Да, Big Generator был хорош. Но на самом деле ABWH ничего не испортил. Джон [Андерсон] просто вышел из состава и сделал это после Big Generator потому, что насколько я могу судить, у него были какие-то договоры с менеджерами. Я не знаю наверняка, как все было, но он уволился и сделал этот проект. Джон всегда делает странные поступки.

Как ты прореагировал, когда впервые услышал о ABWH?

Я никак не реагировал. Я просто стал ждать, что же произойдет дальше. А дальше было то, что они пришли и попросили: "Пожалуйста, не могли бы вы написать что-нибудь для альбома Union?" В то время, он не назывался Union - это был альбом ABWH, который они не могли закончить, потому что у них не было песен для радиопрогона. Все было в беспорядке. Поэтому они снова обратились к нам и сказали: «Может быть назовем всё это Yes? Может это сделать полноправным альбомом Yes, а ты, и Тревор [Рабин] напишете несколько хитов, которые можно будет запустить на радио?" Это было похоже на спасение утопающих. Вот как все происходило. А потом был толстенный 90-страничный контракт между нами, Atlantic Records, Arista, промоутерами и другими. Если только вы не закончили Гарвардскую Юридическую Школу, все выглядело довольно запутанно.

Что ты скажешь сегодня про Union?

Это получился смешанный альбом. Это был альбом ABWH с четырьмя треками "Yes-west", как мы сами себя называли. С нашими записями всё было в порядке - "Lift Me Up" очень хорошая песня. Конечно же, та песня, что Билли [Шервуд] и я записали вместе - "The More We Live" - была очень хороша. Она могла бы быть на моем сольном альбоме. Кстати, может еще и будет.

Почему состав Union распался после гастролей?

Это всё из-за гитаристов. Между Стивом Хоу и Тревором Рабином не было любви. Просто они никак не общались друг с другом. На концертах они стояли на разных концах сцены и просто играли. Отсутствие коммуникации - вот и причина.

Что ты скажешь про Something’s Coming, новый CD с записями 1969 года на BBC? В появлении этих записей на CD сыграл роль Питер Бэнкс [Peter Banks].

Он выпустил диск BBC Yes? Я ничего не знаю про это. Это в самом деле Yes [в ужасе]?

Да. Это двойной CD. Легальный тираж, очевидно.

Записано BBC [в изумлении]?

Да.

Я думаю, BBC может делать подобные вещи, потому что пленки принадлежат им. Я знаю, что у Led Zeppelin вышел подобный альбом. Я правда сам не видел. Хотел бы я получить этот диск Yes.

Он вышел сразу после выхода Open Your Eyes. По существу, три альбома Yes вышли с интервалом в несколько недель друг от друга.

Ух. Это невероятно!

В сопроводительном тексте Бэнкс сделал интересные комментарии относительно тебя.

В самом деле?

Я прочту тебе некоторые выдержки: "Крис Сквайр с абсолютно самодостаточной и подчас эгоистичной персональностью, всегда двигался своим темпом... и совсем не быстрым!" Почему-то он еще отмечает, что у тебя "очень большие ноги".

[смеется] Я не возражаю против этого. Но я вижу злой рок в том, что у них есть право использовать эти записи. Звук этих записей для меня - неспелый виноград. Мне кажется, Пит всегда был таким. Он принял плохое бизнес-решение - не воспринял Time And A Word с тем же энтузиазмом, что и все вокруг. Он был не очень радостным участником альбома Time And A Word. Мы шли немного другим путем, чем хотелось ему.

Именно поэтому Бэнкс в итоге покинул Yes?

Хм-м. Хм-м. Э… [пауза] Из Yes никого и никогда не выгоняли. Решение о выходе из группы у нас всегда являлось результатом мнения и той, и другой стороны. Обычно была серьезная причина, либо уходящему не очень нравилось в группе. Так обычно бывало. Если кто-то чувствовал себя нехорошо в группе, то и другим было не очень хорошо с ним. Так что в этом и была причина.

Оцени важность вклада Роджера Дина в дело группы.

Это здорово, что он стал в нашей карьере дополнительным символом, впрочем как и в обратную сторону. Это был замечательный союз и здорово, что мы встретились когда-то. Я иногда сомневаюсь хорошо бы было, если бы он делал все наши обложки. Он не работал над альбомом 90125 и мне очень нравится эта обложка своей простотой. Это палка о двух концах. Когда люди видят Yes и работы Роджера Дина, они сильно переплетены в сознании. Но это оставляет несколько ностальгическое чувство. Поэтому, стоит ли использовать его работы всегда - по-моему это сомнительно. Покажите людям хорошую вещь из другого магазина и они охотно примут её тоже.

Что ты считаешь наивысшим достижением за долгие годы с Yes?

Много замечательных вещей произошло и продолжает происходить. Но я вспоминаю бурную овацию в Мэдисон Сквер Гарден [Madison Square Garden], когда после третьей песни весь зал встал и аплодировал не переставая 20 минут. Это было в 1984, когда мы гастролировали с альбомом 90125. Это было просто потрясающе. Публика аплодировала не переставая.

Ты думаешь, что Open Your Eyes может вернуть группу на высший пьедестал успеха?

Это было бы здорово. Это было бы очень здорово! Я с большим энтузиазмом отношусь к нашим новым менеджерам. Впервые мне кажется, что все делается правильно. И это не только я так думаю. Я всегда ладил с менеджерами, но мне кажется, что и Джон [Андерсон] сейчас чувствует себя увереннее, чем когда-либо. И это меня радует - знать, что он ладит с людьми, отвечающими за бизнес.

Как Yes собирается провести 1998 год?

Мы собираемся гастролировать по Европе, затем вернемся в Штаты, чтобы летом провести гастроли, в основном на открытых площадках, вместе с другой группой. Пока еще не ясно до конца, кто это будет. Сначала мы обсуждали это с Genesis, но, к сожалению, в данный момент они не особенно настроены двигаться, так что этого не произойдет. Упоминалась возможность с Alan Parsons Project, и я думаю, что это вполне вероятно. Я не знаю, насколько хороши они на концертах, но мне сказали, что они могут быть хорошим вторым участником тура.

Тебя называют "хранителем огня", потому что ты - единственный участник Yes, который оставался с группой на всем её сложном пути. Почему ты так привязан?

Потому что когда Yes в отличной форме, как например сейчас, и всё хорошо, это просто потрясающая группа. Определенно, сейчас мы на пороге нового этапа группы. Я в самом деле думаю, что альбом Open Your Eyes может вернуть нас к тому самому высокому уровню, от которого мы немного отклонились. Таков мой план.

Создается впечатление, что ты вкладываешь в Yes больше личного, чем другие. У тебя есть чувство гордости, которого не достает остальным участникам.

О, да. Я расплачивался по счетам, когда другие устраивали себе каникулы [смеется]. Поэтому я полагаю, что у меня больше других акций в этом предприятии - как в долларовом эквиваленте, так и в эмоциональном плане. Я конечно не возражаю против других проектов, но каждый раз получается так, что Yes - это главный приоритет по отношению ко всему остальному. Я пытаюсь завершить свой сольный альбом уже бог знает как долго. Но постоянно Yes встает на его пути. Но видимо я еще и немного ленюсь, так что не только один Yes виноват [смеется].

Мастерство
Интервью с Крисом Сквайром - 1995
Крис Сквайр
Зеленый Бас