Интервью с Крисом Сквайром
(перевод Яна Карбовницкого)

Что нового ни сайте
Что я этим хочу сказать
Ritual
Starship Trooper, Turn of the Century, Siberian Khatru, Close to the Edge
Owner of a Lonely Heart, Heart of the Sunrise, Going for the One, Mood for a Day, On the Silent Wings Of Freedom
MAGNIFICATION album
The Ancient
Survival, Every Little Thing, The Clap, Don't Kill the Whale, Circus of Heaven, The Fish
Mind Drive
The Gates of Delirium
Tales from Topographic Oceans
О хард-роке в музыке Yes
Astral Traveller, Time and a Word, South Side, Parallels и др.
Olias of Sunhillow
О группе и о музыкантах, интервью, факты
Художественные работы, связанные с Yes
Статьи разных авторов
Переводы лирики
Моя коллекция Yes
Правдивые истории о Yes
По йесовским местам
?????????

В январе 1995 года у меня была возможность интервьюировать Chris Squire для написания моей книги. Я нашел его дружелюбным, внимательным и снисходительным для человека его возраста. Ниже приведены отрывки из этого интервью, которые не были включены в мою книгу (*).

Тим Морс: Насчет Fish Out Of Water – эти песни накапливались годами? Или ты написал их сразу, когда ты выпускал сольный альбом, который должен был быть сделан?

Крис Сквайр: Было нечто подобное - я работал 1,5 года, начиная с предыдущего года. Я готовлю другой сольный альбом теперь, так как это стало реальностью. И некоторые вещи, которые я буду записывать, обдумывались мною на протяжении 2-3-х лет. А некоторые из песен еще очень свежие.

Т.М. Ты действительно записываешься сейчас?

К.С. Да, я записал пару дорожек и сопровождение к ним.

Т.М. Это вещи из Chris Squire Experiment?

К.С. Никоим образом. Это - новые вещи, свежий материал.

Т.М. Действительно? Я задал вопрос потому, что песни из Chris Squire Experiment были великолепны.

К.С. Согласен. Я могу включить некоторые вещи оттуда в новый альбом, но я еще не уверен в этом. Я посмотрю, как пойдет работа, и думаю, что закончу альбом в середине этого года.

Т.М. Это фантастические новости. Кто входит в твою группу, есть ли там сессионные музыканты? Как вам работается вместе?

К.С. Я делаю альбом несколько по-другому, нежели прежний, и сейчас не готов сказать, как и с кем. Я работаю с гитаристом и барабанщиком и это будет фантастически здорово. Люди, с которыми я договаривался, пока не работают со мной из-за проблем с контрактами, но я думаю, они скоро приступят к работе.

Т.М. Замнем эту тему. В конце песни "Lucky Seven" есть строка, которую ты поешь одновременно со звучащим саксофоном. Все это звучит как синтезатор, текст непонятен. Ты не мог бы припомнить, что ты там поешь?

К.С. В конце? Ох, это - "Sugar eyes." (непереводимое выражение, означающее что-то вроде «прибалдел, под кайфом» – примеч. Яна Карбовницкого). Это героиновая вещь, действительно.

Т.М. В этой песне есть больший смысл, нежели я в ней усматриваю?

К.С. Нет, конечно. Это бессмысленная по своему содержанию вещь, просто она хорошо звучит. Но я помню, что в голове бродили мысли в то время, когда я писал слова, из-за того, вокруг было несколько человек, которые делали Smack и что-то типа Brown sugar (непереводимые выражения, обозначающие способы «заторчать» – примеч. Яна Карбовницкого). Я просто вставил это, как фишку, в песню. Не предполагалось, что это будет основным фокусом, предполагалось, что этот кусок вставлен в песню и должен восприниматься на уровне подсознания.

Т.М. Точно ! А я все эти годы пытался разобрать, что ты там поешь! В песне "Hold Out Your Hand" ты говоришь о чувстве и оно приходит... Ты имел в виду посетившего тебя духа Божия? или в чем тогда смысл этого выражения, что имелось в виду?

К.С. Ты совершенно прав, на все сто. Это была песнь надежды.

Т.М. Один аспект твоего стиля - изобретательное использование репетиций, ostinato в "Fish", которое ты строишь с другими идеями или лирическим повторением как например, на "I’ve seen all good people" – это опыт мальчика из хора, или это нечто, что ты приобрел позже?

К.С. Репетиция – это действительно, основа попса (смеется). Это действительно то, из чего состоит поп-музыка. Конечно наши поп-песни несколько лучше, чем остальные поп-песни. Это важная часть рок- или поп-музыки, и еще более важная тема – в условиях классической музыки. Вы не можете дать людям слишком много новой музыки, мы сделали эту ошибку в прошлом, как в случае с Tales of the Topographic Oceans – все в конечном итоге было изменено и разорвано на куски. Люди имеют тенденцию принимать нечто новое, фокусируя на этом все свое внимание, я имею в виду короткий диапазон внимания, очень сильный и кратковременный фокус.

Т.М. В "Close to the Edge" или "Awaken" есть темы, которые возвращаются, развиваются и наслаиваются друг на друга, но я помню, что читал где-то, что ты сказал, что Джон (Anderson – примеч. Яна Карбовницкого) как виброфон, чувствует музыку и получает ее, пропуская через себя, извне; но ты чувствовал в конце дня, что была необходимость анализировать создаваемую музыку, так как большую ее часть ты не любил, как это было в случае с TALES

К.С. Я все еще считаю так.

Т.М. Все еще остается надежда, что вы когда-нибудь вернетесь к TALES?

К.С. Джон упомянул о том, что хочет замутить что-то подобное с оркестром, но я не знаю, так как все это очень трудно. Может быть мы могли бы это сделать, ты же знаешь, что мы играем Ritual, не исполняя его в контексте всего альбома TALES. Мы играли в живую на сцене этот альбом достаточно и мне нравилось это. Более замороченные вещи, как третья сторона пластинки – я не знал людей, которые могли бы высидеть это до конца! Для истинных любителей YES, надо полагать, это было бы ОК, но для большинства людей это был бы удар.

Т.М. Стив (Howe – примечание Яна Карбовницкого) рассказал мне о том, как трудно было сыграть "Ancient" из-за некоторых моментов. Что были определенные моменты, где он должен был играть мелодию и затем остальные участники YES в следующий момент должны были остановиться сразу и все вместе - что такие вещи было очень трудно потянуть вместе.

К.С. Это так, несомненно, и было!

Т.М. Есть у тебя любимые песни из TALES, которые ты предпочитаешь другим?

К.С. Да, я всегда больше любил вторую сторону пластинки. Это - одна из моих любимых сторон, и песню "Ритуал" я тоже люблю больше всех.

Т.М. Были ли у вас проблемы с аудиторией во время исполнения этого альбома в живую? Помимо TALES вы также играли и Close to the Edge, получается, в один присест вы играли пять 20-минутных песен подряд! Кажется невероятным, что вы могли сыграть нечто подобное...

К.С. Это было красиво, но жестко даже в рамках YES. Это было крайне тяжелое для восприятия шоу, чтобы представлять его массовой аудитории.

 


Мои примечания.

(*) Речь идет о Yesstories - книге Тима Морса о Yes, составленной из высказываний участников группы в разных интервью.

Мастерство
Крис Сквайр
Зеленый Бас
Интервью с Крисом Сквайром - 1998