Крис Сквайр

Что нового ни сайте
Что я этим хочу сказать
Ritual
Starship Trooper, Turn of the Century, Siberian Khatru, Close to the Edge
Owner of a Lonely Heart, Heart of the Sunrise, Going for the One, Mood for a Day, On the Silent Wings Of Freedom
MAGNIFICATION album
The Ancient
Survival, Every Little Thing, The Clap, Don't Kill the Whale, Circus of Heaven, The Fish
Mind Drive
The Gates of Delirium
Tales from Topographic Oceans
О хард-роке в музыке Yes
Astral Traveller, Time and a Word, South Side, Parallels и др.
Olias of Sunhillow
О группе и о музыкантах, интервью, факты
Художественные работы, связанные с Yes
Статьи разных авторов
Переводы лирики
Моя коллекция Yes
Правдивые истории о Yes
По йесовским местам
?????????

Наверно кто-то не согласится, но по моему мнению, в рок-группе центральная фигура - басист. Не во всякой, конечно, но в полноценной, настоящей, живой рок-группе это так. Если театр начинается с вешалки, то рок начинается с баса. Бас - это тот фундамент, на котором исполняют свой танец гитары, вокалы, клавиши и барабаны. Если бас хорош, то плохому танцору мешают только собственные причиндалы.

По большому счету, Yes и начался с Криса Сквайра. Именно с ним познакомился Йон Андерсон где-то в 1967 году в клубе La Chasse. Крис, игравший в группе Mabel Greer's Toyshop, привел за собой гитариста Питера Бэнкса, а Питер в свою очередь придумал название группы Yes. Со времени первого концерта Yes в 1968 году и поныне Крис Сквайр оставается бессменным басистом группы. Есть основания полагать, что именно благодаря ему Yes прошел через трудные годы разлада и распада, воссоединился вновь и играет в своем классическом звездном составе. Когда в начале 80-х годов ушли Андерсон, Хау и Уэйкман, разладились отношения с певцом Тревором Хорном и клавишником Джеффом Даунсом из состава "Драмы", Крис настаивал на том, что Yes по-прежнему существует. В конце 80-х - начале 90-х, наперекор тому факту, что 80% музыкантов Yes записали без него альбом ABWH, Крис по-прежнему утверждал, что Yes - здесь, а не там. И он добился своего: произошло объединение двух составов под знаменем Yes, а затем восстановился исходный квинтет - Андерсон, Сквайр, Уэкман, Хау, Уайт.

Певший в детстве в церковном хоре Крис обладает прекрасным чувством ансамбля, актерским сценическим темпераментом, великолепной техникой игры и неплохим голосом: петь вторую партию с Йоном Андерсоном - это не чижик-пыжик насвистывать. В группе, состоящей из ярких музыкальных индивидуальностей с различными вкусами, претензиями и капризами, Крис часто играл роль связующего элемента между музыкантами, за чтобыл прозван фанами "хранителем очага". За долгую историю Yes случались размолвки, творческие противостояния, временами были натянутые отношения между музыкантами, но только не с Крисом.

Коллеги же отмечают в нем ум, такт, "слоновий" музыкальный напор в сочетании с аккуратизмом, граничащим с занудством. Своим басом Крис увлекает группу в свою орбиту. Тревор Рэбин рассказывает:

В студии Тревор Хорн обычно говорил так: "Унесите спящих, сегодня мы играем бас!" Если Крис слышал мельчайшую фальшь, он говорил: "На третьей ноте тут какой-то смешной шум". Мы прослушивали все заново и отвечали: "Да ладно тебе, никто не расслышит!". Он цеплялся ко всему, и это отнимало века времени. Но я играл с многими великами басистами, и это ничто по сравнению с игрой рядом с Крисом. Это совершенно удивительно. У него свой стиль и своя невероятная мощь...
...Крис мне как брат. Если кто-то скажет о нем плохо, пусть побережется меня. Я его очень люблю.

Звукоинженер и продюсер Эдди Оффорд:

Крис был самым требовательным в музыкальном отношении. Честно говоря, я полагаю, что это было одной из причин ухода Билла Бруфорда. Крис всегда желал, чтобы все было выверено и точно в его дуэте с Биллом. А Билл хотел больше свободы. Крис дольше всех торчал в студии и иногда приводил меня в бешенство, но в конце концов все получалось так, как надо. Крис - отличный парень, и я его буду любить до смерти. Он крутой мужик.

Между тем Крис прославился еще двумя страстями: к воде и к опозданиям. Родившись под созвездием Рыб, он и в жизни проявляет вполне рыбьи качества, за что и прозван Рыбой. Довольно удивительно, что нервный и экспансивный Йон уже четвертый десяток лет находит общий язык с этим флегматиком и прощает ему бесконечные опоздания, ставшие притчей во языцех.

Йон Андерсон:

Крис приближает вещи к земле, потому что он - Рыба, у него энергия земли и воды. Обычно требуется время, чтобы он что-то сварил у себя в котелке, но я думаю, что это хорошо, потому что я наоборот склонен улетать. У меня идеи все время порхают, так что у нас происходят маленькие стычки. Мои миллионы идей и его уравновешенная точка зрения...
...Я люблю Криса, но он все время опаздывает! Если репетиция начинается в 2, то можно не ждать его раньше 5.

Часто опоздания его связаны именно с водой. Однажды группа, устав ждать Криса, засевшего в ту пору в ванну, улетела в тур без него и сыграла концерт. Крис, будучи вынужден догонять своих на маленьком самолете "Чессна", случайно подвернувшимся под руку, был в бешенстве - почему его не подождали. Но с тех пор он перестал опаздывать, по крайней мере на туры. В другой раз перед выездом Крис так долго не выходил из квартиры, что водители запаковали и увезли его вещи, в том числе и брюки. Крис выступал в длинном жакете, причем его волосатые ноги доставили зрителям массу удовольствия.

К портрету Криса Скайра следует добавить его внушительный рост (сколько выходит на дюймы не знаю, но на пол головы он точно превосходит остальных йесовцев) и угрюмую физиономию викинга.

Картина Александры Люмен

В Close to the Edge - пьесе, буквально поставившей на уши поклонников Yes в 1972 году (и до сих пор на ушах стоящих), игру Криса Сквайра невозможно переоценить. Это черт знает что, это фантастика. Крис нашел такое музыкальное решение, которое сделало добрую половину всей динамики быстрых частей пьесы, причем ни на миллиметр не выходя за границу скромной "сопроводительной" роли бас-гитары. Это попадание не просто в десятку, а в самый центр десятки.

И все же стихия Криса - концерт. Здесь он как рыба в воде, с ее непредсказуемым рыбьим темпераментом. Если играют Long Distance Runaround, то в заключительной части Fish Крису отдают первую роль и минут 10-12 времени. И здесь мы слышим мастера.

фрагмент mp3Приведенный фрагмент раннего концерного исполнения Fish оставлю без комментариев.

 

Еще одна занятная история о зеленом басе тоже связана с Крисом.

Мастерство
Зеленый Бас
Интервью - 1995