Yes в жанре Symphonic Rock

Что нового ни сайте
Что я этим хочу сказать
Ritual
Starship Trooper, Turn of the Century, Siberian Khatru, Close to the Edge
Owner of a Lonely Heart, Heart of the Sunrise, Going for the One, Mood for a Day, On the Silent Wings Of Freedom
MAGNIFICATION album
The Ancient
Survival, Every Little Thing, The Clap, Don't Kill the Whale, Circus of Heaven, The Fish
Mind Drive
The Gates of Delirium
Tales from Topographic Oceans
О хард-роке в музыке Yes
Astral Traveller, Time and a Word, South Side, Parallels и др.
Olias of Sunhillow
О группе и о музыкантах, интервью, факты
Художественные работы, связанные с Yes
Статьи разных авторов
Переводы лирики
Моя коллекция Yes
Правдивые истории о Yes
По йесовским местам
?????????

Ирина Чижова

Рассказывают, что в середине 60-х гг. прошедшего века один солидный американский журналист написал книгу о Beatles. Там были использованы музыковедческие анализы песен. По прочтении книги на автора обрушился гнев его коллег с одной стороны и возмущение классиков рока - с другой. Первые считали музыкальные тексты Beatles недостойными анализа, вторые сочли их оскорблением профессионального достоинства. И что же? Прошли несколько десятков лет, и вот уже Симфонический рок самим фактом своего существования разрешил тот конфликт. Так устроена жизнь: время сводит всё, осуществляя Великий Мастеринг. Кто бы мог подумать, что контркультурный рок, унаследовавший от романтиков XIX века язвительное неприятие мещанства, вранья, называемого «неизбежными компромиссами», стремление жить в мирах мечты, любви, света и непрекращающего полёта в бескрайние Внутренние Миры, когда-нибудь соединится с симфонической традицией!..

Конечно, сравнивать их по принципу «лучше или хуже» нет смысла. У каждой своя история, свой язык и свой способ общения со слушателями. Давние традиции симфонической музыки заложены культурой христианских корней - сдержанного, благородного восприятия и осмысления. Сидишь, слушаешь и, не мешая другим, выстраиваешь собственный мир. То же самое делают сидящие рядом. Ронять номерки, шуршать обёртками, разговаривать – нельзя: путает мысли, мешает слушать и создавать.

Рок-традиции выросли из других культур, намного более древних. Когда ты слушаешь рок, то принимаешь в нем участие вместе со всеми. И это наполняет мощной энергией твоё творческое воображение. И эта энергия – она не только твоя – она отдаётся всеми, кто играет и поёт и кто слушает, танцует, кричит от восторга. Вся мощь этой энергии объединённого бессознательного – в твоих руках. И ты творишь свою вселенную вместе со всеми и в то же время ты - сам - творец, один и подчиняешь своё воображение только звучащей музыке.

Но ведь мы живём в эпоху мощного стремления к синтезам, к тому целому, которое «больше суммы составляющих его частей».. На наших глазах и через нашу творческую энергию соединяются рацио и интуиция. Вхождение рок-музыки в традиционные жанры музыки, созданные веками и тысячелетиями – неизбежно. Но неизбежны и те изменения, которые она принесёт с собой.

Пока же результаты получаются разные... В том числе и крайне неудачные. Возьмём «Симфонических Rolling Stones». Собственно, это – evergreen, в данном случае довольно невзыскательные транскрипции песен рок-группы для симфонического оркестра с хором. Например, “Lady Jane”. Горьковатая психоделика баллады, унаследовавшей традицию рыцарского романса давно прошедших веков превратилась здесь в нудную перекличку мужского и женского хоров – прямо-таки безупречно организованная вечеринка «для тех, кому ...». Возможно, звучание современной арфы имитирует саунд арфы трубадура. Но уж очень ангельски она звучит – как будто все персонажи: леди Мери, леди Энн, леди Джейн и сам Джаггер-Трубадур давно умерли и блаженничают в раю. В то время как Леди Джейн, может быть и психоделический, но вечный символ не того мира, в котором живёт рок-трубадур, - другого...

Есть и другой симфо-рок, где всё приведено в уважительное и художественно достойное соответствие – например, в «Symphonic Yes ». Звучание акустических и электронных тембров сбалансировано. Оркестр может звучать как часть группы, или как back-ground, или в собственной палитре. Играющая роль Yes группа иногда принимает также и роль полноправной оркестровой группы ( “Roundabout”). Оркестровое звучание может окрашиваться рок-саундом за счёт более жёсткого звукоизвлечения у акустических инструментов (“Owner Of A Lonely Hart”). Синтез такого звучания здесь настолько органичен, что ни один из партнёров этого ансамбля не теряет собственной специфику в угоду другому. В результате сохраняется самое главное – стиль и содержание оригиналов Yes. Примером может служить как раз “Roundabout”.

Порядок чередования тембров здесь: акустическая гитара - оркестр - группа и оркестр - вокал и оркестр – гитара на приглушённом фоне группы скрипок – вокал с оркестром – группа с оркестром – группа (хард-блюз) – вокал- группа в электронном саунде. Такой порядок вступления всех исполнительских единиц при естественных тембровых контрастах выстраивает единую исполнительскую линию, в которой органично сочетаются не только все тембры, но, что самое главное, – звуковой образ, поддерживающий романтический поэтический образ. Эпическая мощь общего звучания обогащает образ певца и придают ему черты рок-поэта, потомка трубадуров и всех, кто пел о безбрежных Внутренних Мирах.

И, может быть, ещё в этом веке, на наших глазах рок-музыка примет на себя роль одного из самых мощных основ классики будущего.О чем и будут, не боясь злой критики, писать музыковеды грядущих поколений.

Roundabout в переводе Ирины Чижовой
Статьи, мнения, суждения