Интервью с Аланом Уайтом (январь 2004)

Что нового ни сайте
Что я этим хочу сказать
Ritual
Starship Trooper, Turn of the Century, Siberian Khatru, Close to the Edge
Owner of a Lonely Heart, Heart of the Sunrise, Going for the One, Mood for a Day, On the Silent Wings Of Freedom
MAGNIFICATION album
The Ancient
Survival, Every Little Thing, The Clap, Don't Kill the Whale, Circus of Heaven, The Fish
Mind Drive
The Gates of Delirium
Tales from Topographic Oceans
О хард-роке в музыке Yes
Astral Traveller, Time and a Word, South Side, Parallels и др.
Olias of Sunhillow
О группе и о музыкантах, интервью, факты
Художественные работы, связанные с Yes
Статьи разных авторов
Переводы лирики
Моя коллекция Yes
Правдивые истории о Yes
По йесовским местам
?????????

Интервью ведет Тим Морс, автор Yesstories. Материалы Notes from the Edge.

TIM MORSE: Я был с друзьями на вчерашнем вечере [26 января, Regal Theatres], и нам очень понравилось. Акустический концерт был очень симпатичный.

ALAN WHITE: Это совсем другое дело.

TM: Мне понравился блюзовое звучание, которое вы представили в Roundabout и South Side. Трудно переложить музыку Yes на акустический звук?

AW: Нет, не особенно. В данном случае эксперимент был удачным.

TM: Можно назвать это "Yes для гостинной" или что-то в этом роде.

AW: Если быть честным, да, здесь есть граница. Мы решили пойти в этом направлении, и вроде у нас получилось.

TM: В маленьком театре публике это явно понравилось. Я это видел, все аплодировали после каждой песни.

AW: Моя жена говорит так же. Она была на таком концерте [Auburn, WA]. Звук был хороший, группа сыграла хорошо. Было уютно, и всем понравилось.

TM: Поскольку группа отмечает свое 35-летие, я думал спросить тебя, когда ты услышал Yes в первый раз, но прошлым вечером ты уже ответил. Кажется, в туре с Терри Рейдом?

AW: Да, я пропустил THE YES ALBUM. Услышал их в клубе. Они играли, пока я налаживал свою аппаратуру. И я сказал тогда: "Чертовски хорошая группа!". Наверно это был Roundabout.

TM: Ты видел их концерт прежде, чем пошел к ним работать?

AW: Я видел их однажды, когда они играли в Уэмбли, но там было еще много других групп. Я застал самый-самый конец программы. Помню, Крис еще тогда носил меховые ботинки!

TM: Мда, сомнительный вкус. И как развивались твои отношения с ними дальше?

AW: Я довольно хорошо знал Эдди Оффорда. Я знал, что он у них продюсер, но я не был знаком с их материалом. Только какими-то урывками.

TM: А как ты познакомился с Эдди?

AW: Через Терри Рейда наверно. Мы делали кое-какие записи с Эдди. Я в первый раз встретился с ним, когда он был младшим специалистом на студии в Лондоне... как же она называлась?

TM: Может быть Advision?

AW: Да, только это была не та, где мы записывались. Та была другая, очень маленькая студия на Old Bond st. Наверно так. Я играл с Аланом Прайсом, а Эдди там подрабатывал - так я с ним познакомился.

TM: Я так подозреваю, он был в те дни тот еще типчик.

AW: Да он всегда был чудаковатым, но он тогда был младшим специалистом, так что старался вести себя хорошо.

TM: Одно время вы с ним и жили вместе?

AW: У него были относительно богатые родители, они часто отсутствовали. У них была компания в Виктории, в Лондоне, а сами они жили за городом, так что квартира была в распоряжении Эдди. Он просто сказал: "Приходи и располагайся". Поэтому мы действительно жили довольно долго вместе. В это время Yes записывал Close to the Edge, но я был занят концертами с Терри Рейдом и другими делами.

TM: То есть ты в их студии был нечасто?

AW: Буквально пару раз. Один раз они записывали America, когда я там был. Я пришел к ним на репетицию в... забыл, где это было, но меня привел Эдди. Они еще не были известны - это было до CLOSE TO THE EDGE, они тогда играли Siberian Khatru. Билл тогда вышел пообедать с кем-то, я думаю, он тогда уже встречался с ребятами из King Crimson. Я думаю, Крис видел меня, когда я играл с Джо Коккером примерно в это время. Он сказал: "Алан, присаживайся, давай попробуем. Тут семидольный такт, за ним восьмидольный". Ну я и попробовал. Я играл раньше такие необычные ритмы со своей группой, поэтому я довольно быстро это схватил. Наверно им понравился мой звук, потому что потом они меня пригласили играть с ними!

TM: Очевидно, что ты произвел хорошее впечатление. Yes празднует свое 35-летие, но есть и другая круглая дата: 30-летие твоего первого альбома с ними, TALES FROM TOPOGRAPHIC OCEANS.

AW: (смеется) Правда? Действительно, еще одна дата.

TM: Это нельзя сбрасывать со счетов. Что тебе приходит на ум, когда ты думаешь, что 30 лет назад этот гигантский эзотерический альбом вышел в свет?

AW: Мы тогда совместили много пьес в этом альбоме, сложили все вместе. Каждый из нас был автором некоторой секции, и мы репетировали 3 месяца прежде, чем войти в студию записи, поэтому мы хорошо представляли себе, что у нас должно получиться. Это было в Manticore, там работали ELP. Старый кинотеатр, который превратили в зал репетиций.

TM: А было ли беспокойство, что для вашей аудитории это слишком, что это отпугнет ее?

AW: Нет, мы просто делали то, что мы делали. Не думаю, чтобы кто-то особо беспокоился, мы просто создавали некую новую музыку, двигали группу дальше в музыкальном деле.

TM: Я думаю, главное - проверка временем, потому что мы спустя 30 лет говорим об этом, и это...

AW: Веха прошлого.

TM: Очень почитаемая веха. Что особенно приятно - что в последние годы The Revealing и Ritual "сняли с полки".

AW: Это хорошие пьесы, их хорошо играть на сцене. Они сейчас звучат немного по-другому, для сцены мы их подновили. Сделали более современный звук.

TM: На мой слух, они сейчас звучат свежее.

AW: Думаю, да. Я думаю, если бы мы могли вернуться назад, чтобы сделать альбом с сегодняшней технологией, мы бы сделали лучше, чем он есть.

TM: А правда, что вы обсуждаете возможность возродить The Ancient?

AW: Нет. Я говорил об этом пару раз, потому что мне нравится эта композиция, но Крис считает, что это слишком круто. В смысле - не для нас, а для аудитории. Но мне когда-нибудь хотелось бы ее сыграть.

TM: Помню, когда я интервьютровал Криса для Yesstories, он сказал почти то же. Что он думает, что это хорошо для приверженцев Yes, но трудновато для остальных.

AW: (смеется) Правильный мальчик.

TM: Любопытно, что ты думаешь о тех давних турах. Вот взять тур 74 года, когда играли Tales - для тебя это смесь концертов или какие-то выделяются особо? Типа, "NY'74, это был великий концерт".

AW: Да, в точности. Большинство их было просто вечер за вечером. Но я помню, какое испытание это было - играть все четыре стороны, и чтобы все сыграли правильно. Думаю, такое было лишь один раз. Я запомнил, это было в Цинциннати. Я вышел со сцены и сказал: "Вот наконец-то. Все было сыграно правильно." Всегда у нас были одна-две ошибки, потому что пьесы были очень большие. Но в тот вечер все было без огрехов.

TM: Rhino сделал огромную работу по ремастерингу записей, которые вышли недавно. И я думаю: насколько группа участвовала в этом?

AW: Очень немного. Они сверяются с нами, чтобы быть уверенными, что они идут в правильном направлении. Они уведомляют нас о том, что собираются делать. Думаю, мы полностью ими довольны.

TM: На бонусных записях есть начальные миксы, прогоны и демо с исходным вокалом и тому подобное. То есть некоторое раскрытие вашей работы и процесса записи песен группой.

AW: Да, там все это слышно.

TM: Существуют ли какие-либо ограничения, связанные с выпуском этого материала?

AW: Я думаю, группа хотела к своей 35-й годовщине дать людям возможность взглянуть на ее работу изнутри и сравнить с готовым продуктом. По этой же причине мы делали акустические концерты - чтобы люди могли понять, как мы работем.

TM: Наверно у нас не получится подробно поговорить о MAGNIFICATION. Я совершенно уверен, что это лучшая работа Yes со времен GOING FOR THE ONE.

AW: Действительно, работа хорошая, там много хорошего материала.

TM: Я думаю, все начинается с написания песен. Песни очень сильные. Как происходит процесс их написания?

AW: Альбом писали Крис, Йон, Стив и я. Мы четверо работали с Ларри [Группом]. Он связывался с нами регулярно, раз в несколько дней, следил за нашей работой и делал оркестровые части. Мы оставляли в песнях открытые секции для него, потому что процесс создания должен был это учитывать. Но сидели мы в комнате вчетвером, и начинали мы писать только вчетвером.

TM: Довольно хитрая работа. Такие песни, как Dreamtime и Give Love Each Day - замечательные пьесы. Я надеялся, что MAGNIFICATION не будет забыт в туре. В действительности было приятным сюрпризом услышать Time is Time прошлым вечером.

AW: Да, это чисто "ручная" работа. Мы ведь никогда не играли ее на сцене.

TM: Один из любимых моментов вчерашнего вечера. Раз мы говорим о MAGNIFICATION, песня Can You Imagine - это наследство сессий XYZ. А ты принимал в ней участие?

AW: В основном над ней работал Крис. Я только сыграл фортепианную партию. Возможно, я что-то внес в песню, но очень мало. В основном это работа Криса.

TM: А что насчет In the Presence Of?

AW: Это моя вещь. Йон для нее написал вокальную партию и текст.

TM: То есть все музыкальное оформление твое?

AW: Да, все мое.

TM: Это еще одна классика Yes. А каковы ваши планы насчет создания следующего студийного альбома?

AW: Я думаю, писать можно будет позже, когда мы закончим набор туров года. Сейчас главное - тур Springtime, потом на 2 месяца в Европу, потом на месяц обратно. Потом говорят о поездках в другие страны, в Австралию. Кто знает, когда у нас будет время записываться, но песни есть у нас у всех.

TM: Похоже, для вас этот год будет крупным. Можешь сказать, чего ожидать в предстоящем туре?

AW: Мы сейчас в стадии планирования. Ты знаешь, к нам подключился Роджер Дин, у нас есть проект сцены, как будут расположены ударные и т.д. Сейчас начинается разработка всего этого. Думаю, ты увидишь необычную программу. Йон сейчас терзает сетлист каждый день. Получается необычно, мы хотим отказаться от некоторых песен, которые играли постоянно, и взять какой-то другой материал. У Йона кое-какие планы, чтобы поразить публику, посмотрим. Кое-что будет из 80-х годов, хотя непросто заставить Стива это играть. Он не в восторге от этого. Но он не говорит "нет", а говорит, что надо потолковать и обдумать.

TM: Я думаю, с сетлистами должен быть компромисс, который устроит всех вас.

AW: Меня всегда все устраивало, я играл вещи Билла Бруфорда. Я не против, чтобы включили вещи вроде RELAYER, в которых я принимал участие при создании. Наверно в программу включат And You And I, потому что это такая вещь, которая всегда при нас. Но в целом сет будет новым, я думаю, он понравится многим людям.

TM: Я брал интервью у Рика в прошлом году, и он рассказал мне интересную историю о записи CRIMINAL RECORD и твоем участии в ней. Он сказал, что он сыграл все клавишные партии и пригласил тебя и Криса, чтобы вы сыграли свои. А сам ушел, так что его и близко не было.

AW: Знаешь, нет. Я не был в студии с Крисом. Мы с ним записывались порознь.

TM: Ты шутишь!

AW: Мы действительно так работали. Рик однажды пришел, но наверно он и сам не помнит. Он пришел, сказал "Звучит хорошо", и я стал записывать следующий трек. В какой-то степени мы были связаны друг с другом, но записывались мы с Крисом порознь. Я только записал ударные.

TM: Сначала, наверно, записался ты, а потом Крис?

AW: Да, так и было. Я играл лишь с записью клавишной партии.

ТМ: И что, там даже не было ритмической дорожки?

AW: Это было несложно. Вещи были в основном понятные, а если бы я забрел не туда, Рик помог бы.

ТМ: Еще вопрос о туре. Он ведь не будет объявлен прощальным?

AW: Нет. Вовсе нет, мы просто продолжаем делать то, что делали.

ТМ: Хорошо. Очень рад это слышать. Хочу завершить на личной ноте. Когда я прослушал на днях Gates of Delirium в зале, я был потрясен. Я часто принимаю группу как должное, но на этот раз меня поразило, какое необычное и сильное исполнение. Я думаю: а вы сами испытываете иногда такие чувства от своей игры?

AW: Да у меня бывали такие ощущения. Особенно, когда мы осваиваемся в туре, обычно это происходит через неделю после начала. Тогда мы начинаем играть в полную силу.

Мастерство
Два барабанщика